Дороги и транспорт Один экс-министр, одна отставка и один несуществующий ЖК: под Казанью строят дорогу к непонятно чему

Один экс-министр, одна отставка и один несуществующий ЖК: под Казанью строят дорогу к непонятно чему

Работы проводят у IT-деревни, где проживают специалисты компании ICL

Вырубка леса началась в июле

Жители Лаишевского района Татарстана уже несколько месяцев пытаются всеми силами остановить строительство дороги на месте небольшого леса у IT-деревни. Там уже больше 10 лет преимущественно проживают специалисты компании ICL.

Проблема разгорелась в начале июля, когда на месте впервые заметили строительную технику. Как оказалось, рабочие уничтожают деревья, чтобы построить четырехполосную дорогу протяженностью около 800 метров. Она нужна для комфортного подъезда к строящемуся ЖК «Новое Столбище» и другим жилым комплексам, которые находятся пока только в планах у застройщиков. Но, как уверяют местные жители, комфорта при новой дороге не будет ни у кого.

Что не так с дорогой?

Чем будущая дорога не угодила местным жителям, в разговоре с корреспондентом сайта 116.RU рассказала одна из активисток. По ее словам, протяженность нового участка составит порядка 800 метров, в каждую сторону проложат по 2 полосы плюс кольцевое движение. На словах всё выглядит красиво, но это если не знать нескольких деталей. Во-первых, согласно проекту, новая дорога пройдет вплотную к границам некоторых участков. То есть машины будут ездить сразу за чьим-то забором. Где-то нет места даже для тротуара, поделилась возмущенная местная жительница.

На видео, снятом еще летом, виден весь масштаб будущей дороги. От небольшого леса уже почти ничего не осталось

Во-вторых, новая дорога выйдет на уже имеющуюся — и ее назвать дорогой язык точно не повернется, говорят местные. Это небольшой двухполосный проезд, где даже нет разметки. И тут же стоит трехэтажный многоквартирный дом. Как результат — и без того немаленькие пробки в быстрорастущем микрорайоне только увеличатся, а спокойная жизнь жителей трехэтажки вмиг прекратится. Тем более, что вдоль дороги не будет ни одного шумоизоляционного экрана.

На эту дорогу выйдет новая четырехполоска

Кто спроектировал дорогу?

Жителей IT-деревни перспективы огромных пробок и отсутствие леса совершенно не устраивают. После того как они подняли шум, с активистами несколько раз встречались представители Лаишевского района, компании-застройщика соседнего ЖК «Ак Барс Дом» и фирмы — проектировщика дороги. На последнем пункте остановимся отдельно.

Еще летом прошлого года проектированием дороги занялась казанская компания АО «Транспроект». Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», она была основана в 2002 году. За 2021 год выручка по сравнению с 2020-м просела на 8% и составила 199 миллионов. А чистая прибыль при этом была всего 719 тысяч рублей. Генеральным директором значится Андрей Григорьев.

А вот кто владеет компанией, доподлинно неизвестно. В сервисе об этом никаких данных нет. Однако же в 2019 году местные СМИ писали, что 51% АО выкупил у прежнего владельца Владимир Швецов. Это экс-министр дорожного хозяйства РТ. Он, к слову, несколько лет назад был фигурантом уголовных дел о превышении должностных полномочий и мошенничестве в особо крупном размере. Его задерживали несколько раз, но ни разу обвинение так и не смогло собрать достаточно доказательств для суда.

На сайте «Транспроекта» указано, что главная цель компании — это выпуск конкурентоспособной продукции и удовлетворение потребности в высококачественной проектно-сметной документации. За проектирование в АО «Транспроект» отвечает Нияз Талипов.

Встреча Талипова с местными жителями и чиновниками состоялась в конце июля 2022-го

Именно на одной из очередных встреч возмущенных жителей IT-деревни и чиновников Лаишевского района Талипов представил проект дороги. Там чертеж своими глазами и увидела наша собеседница. По ее словам, на дороге в 800 метров заложены сразу два участка с кольцевым движением.

Проектировщик показал чертеж будущей дороги

Интересен и подход к работе Нияза Талипова. Женщина обратила внимание на то, что заместитель гендиректора по проектированию пришел на встречу совершенно не готовый к компромиссам.

— Очень интересный человек оказался. На наше возмущение о том, что с вводом дороги пробок будет еще больше, он ответил: «Весь город живет в пробках, и ничего, вы тоже постоите!» Да и вообще, он общался с нами с таким посылом: «Я ничего менять не собираюсь, никакие правки вносить не буду. Смотрите, замечательная дорога! Она получила положительное заключение государственной экспертизы», — рассказала активистка.

Проект дороги разработали специалисты «Транспроекта»

А что с документами?

На деле никто из жителей IT-деревни почти за 5 месяцев баталий так и не смог увидеть это положительное заключение. На той же встрече представитель «Ак Барс Дом» Илья Голованов показал активистам лишь макет документа. То есть это вордовский файл без каких-либо печатей и подписей. Значит, он не имеет никакой юридической силы, считают жители деревни.

Положительное заключение экспертизы жители увидели лишь в таком виде

В процессе общения с чиновниками активисты узнали, что дорогу спроектировали еще в июле 2021 года. После этого якобы должны были пройти публичные слушания, о которых никто из жителей до последнего момента и не слышал. Они вообще не верят, что процедуру действительно проводили.

— По закону, перед проведением общественных слушаний власти должны уведомить население через СМИ. Нам недавно сказали, что нас якобы уведомляли через местную газету «Камская новь». Мы начали искать это сообщение. На сайте наши молодые парни-активисты ничего не нашли, хотя упорно старались. Мы обращались в Лаишевскую библиотеку, но ни она, ни даже районный исполком ее не выписывают, представляете! Это прям газета-призрак оказалась. Найти выпуск смог только новый глава сельского поселения. Он нам 5 августа передал копию газеты. Сказал, что ездил в Лаишево и там ему всё подготовили, — поделилась активистка.

А что местные чиновники?

Новый руководитель Столбищенского сельского поселения — отдельная глава в этой мутной истории. Раньше пост занимал Владимир Михеев, но, когда разгорелся скандал вокруг строительства дороги, чиновник подал в отставку. Оказалось, что по документам якобы именно Михеев и предложил строить дорогу, рассказывает нам активистка. По ее словам, ни сам Михеев, ни его бывшие подчиненные не помнят, что в поселении проводились какие-либо слушания на предмет скандального строительства.

— Лично я Михееву дважды задавала вопросы о слушаниях. Сначала спросила 1 июля, и он ответил расплывчато: «Я не помню, тогда же ковид был. Может, онлайн что-то проводили». А уже 12 июля я застала его врасплох в кабинете с мусорным мешком, полным бумаг. Тогда он уже не был главой. И он мне прямо глядя в глаза сказал, что слушаний никаких не было! Протоколов нет! — рассказала активистка.

Сами жители не исключают, что на мелкого чиновника перевели стрелки и просто сделали крайним. Среди активистов ходит версия, что в наличии дороги заинтересован именно «Ак Барс Дом», который застраивает «человейниками» всю округу, а лаишевские власти просто не могут отказать застройщику-гиганту.

Эту теорию в глазах некоторых активистов подтверждает еще одна подробность о строящейся дороге, которая недавно повергла жителей в еще больший шок. 2 сентября с людьми встретился первый зам. руководителя по социальным вопросам исполкома Лаишевского района Андрей Карсалов.

— Мы только от Карсалова узнали, что дорога-то, оказывается, строится на федеральные деньги. Вы только вдумайтесь: государство оплачивает строительство дороги, которая испортит жизнь тысячам человек. Эти люди выходят, говорят, что против строительства, предлагают варианты изменений, а все их только посылают! — говорит активистка.

Жители видят прямую связь между интересами «Ак Барс Дом» и федеральными средствами на строительство дороги. Все-таки нынешний министр строительства России Ирек Файзуллин раньше много лет занимал аналогичный пост в Татарстане, а «Ак Барс Дом» в разные годы признавался лидером по объемам строительства в Татарстане.

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Ак Барс Дом» основано в 2010 году. На 75% компания принадлежит Олегу Рожкину, остальное — в собственности республики. За 2021-й фирма получила выручку в 159,4 миллиона рублей, а чистая прибыль составила всего лишь 2,5 миллиона рублей.

В любом случае разбираться с противостоянием жителей и застройщика-гиганта при молчании районных чиновников теперь предстоит новому главе Столбищенского сельского поселения Ильшату Мубаракшину.

Что предлагают жители?

Жители IT-деревни, пока им показывали вордовский документ, увидели, что под строительство дороги необходимо вырубить почти 2 тысячи деревьев. От них уже ничего не осталось, говорят местные. Строительство ненавистной многим дороги продолжается. Сами активисты решили нанять юриста, который смог бы грамотно представлять их интересы и добиться хотя бы изменения траектории дороги, о полном сворачивании проекта люди и не мечтают.

— Ребята из нашей инициативной группы уже со многими юристами связывались. На словах всё хорошо, но, когда специалисты смотрят в бумаги и детальнее вникают в проблему, отказываются с нами работать. Говорят, что тягаться с «Ак Барсом» смысла нет. В Татарстане все понимают, кто есть кто, — с отчаянием произнесла наша собеседница.

Дорога пройдет вплотную к жилым участкам и асфальтобетонным заводам

В качестве решения проблемы между жителями, застройщиком территории и местными властями активисты называют пересмотр траектории дороги. Они считают, что ее нужно как минимум отвести от трехэтажки и границ жилых участков, а также предусмотреть грамотные выходы на соседние улицы: чтобы четырехполоска не уходила на двухполосную дорогу.

На этом месте раньше росли высокие сосны. Вскоре здесь будет участок дороги с круговым движением

Сами жители, которые некогда переехали сюда за спокойной загородной жизнью вокруг сосен, опускать руки не намерены. Лес они уже проиграли — от него не осталось и следа, но отдавать безопасность и тишину вокруг своих домов в угоду застройщикам они не будут. По крайней мере, сделают всё от себя зависящее.

По строительству этой дороги мы отправили официальные запросы в администрацию Лаишевского района и АО «Транспроект». Ни в положенные законом о СМИ 7 рабочих дней, ни даже в течение месяца нам так и не ответили.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем