От этих украшений невозможно отвести глаз. Хочется всё и сразу — обильно инкрустированный красными и зелеными камнями нагрудник, или же вот те серьги с фиолетовыми вставками, или ожерелье с изумрудами, или причудливую роскошную тюбетейку. Эти вещи в национальном, или неотатарском, стиле, как сама мастер называет их, популярны не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
Корреспондент 116.RU пообщалась с создательницей уникальных украшений — Алсу Сибгатуллиной. Когда-то она начинала с маленьких заказов для друзей, а теперь у нее целая мастерская, и сделанные ею украшения разлетаются по всему миру — в Казахстан, Турцию, Германию, Канаду и даже Австралию.
«В Казани это в тренде»
Алсу с первых слов, с первых фраз покоряет улыбкой и энергией. Она сама, словно кристалл, и проецирует свою личность и фантазию на многочисленные работы. Эксклюзивные дизайны она создает сама, вдохновляясь национальными татарскими мотивами и современной музыкой.
Сама мастерица признается, что начать творить красоту ее подтолкнули беременность и близкая подруга.
— Когда забеременела впервые, пришлось полностью уйти в это, а до этого у меня такая яркая жизнь была в театре. Сидела с ребенком, а творческого выхода не было. И потом уже, когда забеременела вторым ребенком, меня потянуло на стразы. У меня есть очень хорошая, близкая подруга из университета, она такая татарка-татарка, и она говорит: «Давай попробуй сделать что-нибудь в национальном стиле, потому что сейчас в Казани это в тренде». В то время девочки начинали шить тюбетейки, и в целом казанская молодежь начинала поворачиваться в сторону татарской культуры, — рассказывает Алсу.
Женщина решила попробовать, тем более что у нее появились собственные идеи, и начала делать накосники. Она придумала, как сделать так, чтобы женщины могли носить эти накосники как сережки, потому что не все — обладательницы длинных волос. Спрос появился практически мгновенно — к мастерице стали обращаться не только заказчики из Казани, но и татары из Москвы.
— Я отправляла в Германию, отправляла в Австралию, в Канаду тоже татарам. Вот только что отправила брошку в Казахстан, наполнила ее всей своей энергией любви. А в Австралии заказчик — ваша и моя коллега, потому что я тоже по образованию журналист. Она берёт себе и очень много на подарки, потому что там большая татарская диаспора. Еще со мной связываются артисты татарской сцены, артисты театра пишут из Башкирии тоже были. С артистами есть особенность — им каждый раз нужно что-то уникальное. Это надо прямо сидеть и что-то отдельное придумывать, — улыбается Алсу.
Приходилось Алсу сталкиваться и с критикой. Она называет свой стиль неотатарским и не пытается копировать старинные узоры.
— Один раз в «Инстаграме» мне написали: «Вы говорите, что у вас такие татарские украшения, но бабушки же такой не носили». У меня даже цели такой нету. Для этого есть мастера, которые воссоздают исторические элементы. Я не этим занимаюсь, я, наоборот, считаю, что культура так же, как и музыка, так же, как и человек, как и мода, — живая, она растет и будет развиваться, — говорит Алсу.
По мнению мастерицы, сейчас, обладая навыками пайки, обладая возможностью приобрести разные материалы, можно привнести что-то свое в культуру, которая уже хорошо знакома.
— Вот, например, у меня в руках тюбетейка. Ярко-голубая, на самом деле красивая, круглая. Это бирюза, она не натуральная, синтетическая, но она выглядит как настоящая. Эта тюбетейка спаяна из деталей, я сделала металлическую тюбетейку, — объясняет она.
«Какой народности это украшение?»
Рукодельница добавляет, что интерес к ее украшениям проявляют не только татарки. На одной из ярмарок в Казани у нее покупало работы очень много русских девушек, у которых длинные волосы.
— Там одна русская девочка у меня почти всё выкупила. Она прям говорила: «Я не могу, какое всё яркое, восточное. Прямо у меня крыша едет, и всё, — улыбается мастерица.
Алсу объясняет, что на примере женских украшений можно проследить историю и параллели между, казалось бы, непохожими народами.
— Когда я начала заниматься вопросом украшений, смотрела украшения других народностей. Очень много параллелей — те же самые нагрудники. У нас это называют изю. У русских были такие огромные кокошники, а у нас гигантский калфак. Даже по украшениям можно сказать, что все люди братья. У меня спрашивали якутские украшения, у них такой же колпак, как у нашей семьи, такие же украшения, висюльки. Мне сделали заказ на кряшенский нагрудник и вот этот поясок. Когда я выставила фото и написала: какой народности это украшение? Естественно, я его стилизовала стразами, я не использовала советские монеты, как это принято у кряшен. И знаете, сколько людей написали, что он армянский или румынский? — смеется Алсу. — Я поняла, что мы все имеем один и тот же корень, одно основание. Просто каждая народность как веточки, немножечко получили свои отличия в культуре и разошлись.
Есть в коллекции у Алсу и украшения с другими восточными мотивами, например османскими тюльпанами. Цветовая гамма и стиль тоже перекликаются с татарскими орнаментами.
— Мне их женщина одна заказала, она прислала фото работ другого мастера и попросила такие же. У меня совесть не позволяет плагиатить. Говорю — я сделаю вам османский тюльпан, только со своей колокольни — обмозгую это всё, переварю своими татарскими мозгами. И у меня такой татарско-османский тюльпан получился: он вроде и с турецким мотивом, но там что-то татарское есть.
Брошки, крошки и кошки
Алсу признается, что в ее работе много смешных ситуаций. Она рассказала нам несколько историй, когда случилась забавная путаница.
— У меня есть три постоянные клиентки, они из одного города. Одна фиолетовую брошку заказала, другая для подарка — красную. И когда я делаю две броши, третью просто на всякий случай делаю. Бывает такое от клиентов: ой, у моей тети день рождения, есть у вас что-нибудь, а у меня ничего не бывает. И я подумала, что надо сделать для наличия, выставила фото скелета [броши] и сказала, в каком она цвете будет. И всё — сразу же его и заказали. И я 300 раз перепроверила — Алсу, только не перепутай, и перепутала. Но потом они увидели свои брошки и решили не менять. Оставили как есть — им так больше даже понравилось, — говорит мастерица.
Бывает, что заказчицы становятся мотиватором для Алсу. Она призналась, что пожелание сделать корону «мотивировало ее, как женщину».
— Была одна заказчица, я имен не буду называть, чтобы на личности не переходить. Она мне пишет: «Алсу, у меня день рождения, муж сказал заказывай, что хочешь. Я хочу заказать большую корону», — вспоминает наша героиня.
По словам Алсу, чисто технически у каждой короны есть максимальная высота, чтобы она на голове держалась, не свалилась, чтобы мастер ее спаять могла. Она предложила заказчице набросать скелет, чтобы понимать масштабы.
— Она пишет: «Нет, вы меня не поняли, мне нужна очень высокая корона». Говорю: «Сколько? 16 сантиметров?» Ну, хорошо, попробовала спаять основу, на себя надела, показала, что нормально, и дальше инкрустировала. И отправила ей эту корону. Потом спросила: «Вы артистка?» Нет, говорит, она просто обожает всякие короны, фанат «Великолепного века», и она их носит дома, понимаете? Муж ей на праздники их дарит, и платья пышные. И она просто для себя, для мужа наряжается и по дому ходит. Я обалдела от этой истории, настолько это круто! Эта женщина, по-моему, медиком работает, живет за городом где-то, — удивляется рукодельница.
Однажды Алсу посмеялась над курьезной ситуацией вместе с клиенткой.
— Из Москвы пишет девочка и говорит: «Алсу, у нас скоро появятся две крошки». А я прочитала не крошки, а кошки. Ладно, в Москве народ очень странный на домашних животных, спрашиваю: «А какие брошки хотите?» Я сначала не поняла, куда она их кошкам вешать будет. Она пишет: «Ну маленькие какие-нибудь, может быть, типа вишенки или клубнички». Я говорю, им же некомфортно будет, вдруг она ее потеряет, жалко же будет. И так мы с ней два-три дня переписывались, не могли решить. Я ее пытаюсь так аккуратненько отговорить. А она в итоге мне выдает: «Алсу, извините, я вас полностью запутала, это, наверное, токсикоз». Перелистываю сообщение, смотрю — крошки! Думаю — господи, у нее двойня будет, две девочки, и она для них хотела заказ сделать. Я ей потом рассказала, мы посмеялись, конечно.
Паяльник и мечта Кощея
В жизни Алсу есть место музыке, детям, домашнему хозяйству и супругу, многочисленным родственникам. Во время интервью ей позвонила мама, и даже тогда женщина смогла уделить ей несколько минут. Кажется, что для нее в сутках не 24 часа, а гораздо больше, а на создание украшений уходит не так много времени. Алсу не соглашается.
— Я для каждого заказчика, будь то артист или простой человек, не связанный со сценой, стараюсь делать что-то отдельное, чтобы не было похоже. Я не могу по шаблону работать. А так могу сказать, что огромное время занимает вышивка. Это потому, что там каждую бисеринку надо пришивать, а я люблю плотную вышивку. Если я вышиваю нагрудник, то не люблю, чтобы тут бисер, там бисер, а под ними ткань. Мне надо всё покрыть бисером, — объясняет Алсу.
«Я мать троих детей, у нас свое хозяйство, дом, я не могу днями и ночами вышивать. Занимаюсь этим в свободное от основной работы домохозяйкой время»
Если даже каждый вечер посвящать вышивке, то большой, в формате А4 примерно — месяц-полтора вышивать. Но долго этим заниматься невозможно — там три часа сидишь, уже глаза перестают видеть, спина болит. А есть еще пайка.
— Мой паяльник — совсем не женский инструмент. Он у меня весь такой уже потрепанный, он со мной много что повидал. С ним быстрее работать. И мое умение пользоваться паяльником открыло совершенно иные возможности. Раньше я могла по ночам делать, уложив детей, до трех-четырех часов, пока не закончу — не могла уснуть. А сейчас всё. Сейчас третью в садик отдадим, времени больше появится, — улыбается женщина.
Алсу признаётся, что ей повезло с мужем — он поддерживает все ее начинания.
— Муж у меня самой главный критик. Я что-то интересное сделаю, сразу, как маленький ребенок, бегу показывать, за его одобрением. Ну и в плане для начала финансовая поддержка тоже была нужна — должен быть какой-то материал, нужно было покупать. Муж тут выделил для меня мастерскую. Говорю, либо мне выделяем мастерскую, либо мои бусинки будут по всему дому валяться. У меня здесь такой огромный стеллаж, в этих коробках хранятся все материалы: стразы, фурнитура, для сережек, всякие бусы, канитель для вышивки. Мечта Кощея называется. Для фотографий тоже надо. Одно дело — просто сделать украшение, его же надо красиво сфотографировать! Сейчас еще видео буду снимать, — делится мастерица.
Замечаю, что пяльца у Алсу — именные.
— Сейчас много предложений для мастеров в плане приборов. Есть девочка, которая сконструировала вот эти пяльца для мастеров, и в качестве услуги она гравирует свой бренд и кто что попросит. Очень такая качественная работа. Особой истории нет — просто заказала и пользуюсь, — делится Алсу.
Дети Алсу тоже проявляют интерес к тому, чем увлекается мама. Заходят в мастерскую и пытаются изучать содержимое коробочек.
— Столько мне переломали всего! Девочкам особенно интересно. У меня старший сын уже более-менее понимает. А вот две дочки нет, они такие: можно я вот это померяю, а можно вот это? Ну и помогают: если, например, мы рассыпаем стразы, и для них хорошо — мелкую моторику развивают, мы всё по кучкам складываем. А так лезут, всё трогают, рассыпают. Сколько я японского бисера так потеряла! — качает головой Алсу.
Мастерица с радостью рассказывает, что и вместе с дочками делала бусы. Одни из них дочка до сих пор в садик носит.
— В подарок делали, у нас еще в садике устраивали ярмарку, и каждый ребенок должен был представлять свой столик — кто выпечку, кто печеньки. Я говорю: «Давайте украшения сделаем». И вот мы один вечер собирали вместе и продавали потом их. А вот вырученные деньги садик передал в приют животных. Вот таким благим делом занимались, — говорит мастерица.
* Экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!