![Две девушки создали бренд одежды в пандемию и не прогорели — как заработать на необычной идее Основательницы бренда: слева Мария Сайченко, справа Надежда Соловарова | Источник: предоставлено Марией Сайченко](https://n1s1.hsmedia.ru/61/a6/c9/61a6c939e6d2e2b46a43066e633f8980/656x438_1_f5f8b9952c308179d841dcc8dd432ad5@2000x1333_0xmDrOcUK6_0504106149192049743.jpg.webp)
Бренд Eclata родился в неоднозначное время. Запуск первой коллекции случился в марте 2020 года, на старте пандемии. За несколько дней до того, как страна ушла на локдаун. Видимо, в Екатеринбурге живут девушки со стальными нервами и железной верой в успех. Они не отступили от мечты и рискнули быть не такими, как все: в отличие от многих Мария Сайченко и Надежда Соловарова делают не универсальную базу, а создают акцентные вещи, которые осмелится надеть не каждая женщина. Зато если уж надела, то назад — к обыденности — дороги нет.
Не испугались и были правы
Мария Сайченко говорит, что решение делать продукт, уникальный для российского рынка, легло в суть бренда еще на этапе планирования. Девушка много лет работала в маркетинге моды. Насмотрелась на однотипную базу, которую производят все кому не лень. И решила, что россиянкам не хватает акцентных вещей. Таких, которые притягивают взгляд деталями, цветом, сложными формами, объемами, силуэтом. Идеи воплотились уже в первой коллекции Eclata.
— Начали отшивать за полгода. «Взрослые» бренды на это берут больше времени — примерно год.
![Когда говорят о сложных формах и силуэтах, многие представляют себе арт, который в обычной жизни не наденешь. Eclata доказывает, что это не так | Источник: предоставлено Марией Сайченко](https://n1s1.hsmedia.ru/81/48/69/81486910b495b5a72cdd273ee11940f5/656x438_1_1f7e2f6c3d61cd4acdb0d1952bd8fce5@1500x1000_0xTADZfHSr_9735416936031556328.jpg.webp)
Оказалось, стартовать в пандемию — это не фатально. Люди в любые времена будут покупать одежду. А в сложные — тем более. Когда не так много поводов и возможностей выйти в свет, каждое событие становится особенным, к нему хочется готовиться. Например, одеться не как все, выразив в наряде характер, позицию, настроение.
— Вложения были минимальны, мы делали маленькие закупы. А всё заработанное вкладывалось в развитие. До сих пор так делаем: мы еще на этапе становления, масштабирования и развиваем бизнес за счет оборотных средств.
Где витают идеи
Остро чувствовать тренды — залог успеха молодого бренда. Девушки работают в дуэте.
— С Надей у нас идеальный тандем: она дизайнер с профессиональным высшим образованием. На ней завязан креатив. Я маркетолог, отвечаю за продвижение того, что создает Надя, руковожу коммерческой частью.
Для бизнеса такое сочетание оптимально: творческий подход с трезвым расчетом.
— Надежда чем-то вдохновляется (это может быть событие или какая-то деталь — что угодно) и создает коллекцию в рисунке в едином ключе. Затем мы обсуждаем матрицу, а потом всё коммерчески обрамляется.
![Так выглядит коллекция на этапе разработки | Источник: предоставлено Марией Сайченко](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/b1/32/b1b13220ce381760973a19cb9e6c2fb1/984x1230_1_a13d8d4476e1d14f1463d166710cea2a@1024x1280_0xDGmMq8lr_6425682966062591485.jpg.webp)
На последнюю коллекцию вдохновила эстетика вестерна, там много пряжек, карабинов, рассказывает Мария Сайченко. Создатели поработали с формами, полуприталенными силуэтами, объемами. Много кожи и вязки в стиле кроше — эта ажурная техника выступает в роли яркого контраста.
Предпочитают проверенных швей
Коллекции Eclata отшиваются в собственном цехе. Создать свое производство девушки решили после того, как несколько раз столкнулись со срывом сроков на фабриках, где размещали заказы.
— Очень сложно что-то планировать, если не можешь повлиять на процесс. Поэтому мы решились — начали буквально с двух машинок. Сейчас у нас больше десяти швей. Значительные партии позволяют нам причислить себя уже к средней, а не маленькой компании.
Ткани закупают в том числе за рубежом. Иногда удается найти редкие материалы, которые становятся отправной точкой идеи для вещи. Бывает и так, что ткани делают под запрос и потребности бренда. В этом случае поклонницы Eclata могут быть уверены, что приобретают настолько эксклюзивную вещь, насколько это возможно. Без повтора.
— Были случаи, когда мы закупали турецкий жаккард — его создали специально для нас в уникальном цвете и в том объеме, который был необходим. Но это разовые случаи.
![В каталогах Eclata вещи собраны в образы и капсулы. Хотя их одежда — не база в прямом смысле слова, составить себе гардероб очень просто | Источник: предоставлено Марией Сайченко](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/30/30/4a3030f73333a58b093fbc9d444fd899/656x438_1_b59356fe30aa42b7266596147790631c@1500x1000_0xvkiErFvL_8941840052117925787.jpg.webp)
Будущее — за локальными брендами
В России мода пока в начале пути, уверена Мария Сайченко.
— Само понятие локального бренда появилось совсем недавно. Местные производители сейчас на пике популярности, у них большие перспективы.
Владелица Eclata рассказывает, что современные подходы к маркетингу и продажам рождают востребованные профессии, среди них — стилист и аналитик бренда. Эти специалисты непосредственно участвуют в создании и адаптации коллекций. Что тоже идет на пользу отрасли, усиливая ее, делая ближе к людям.
— Есть разные сегменты, и в них работают разные бренды. Кто-то создает дизайнерскую одежду и нацелены на узкого потребителя, как мы. Ведь многие из тех, кто ходил в условную «Зару», не станут надевать брюки от дизайнера — им покажется это сложным, непривычным, может, даже странным. В этом нет ничего плохого, дело вкуса и открытости. Зато для них работают те, кто замещает «Зару». Есть третий сегмент — там те, кто замещает люкс. Все работают на разного потребителя, и при этом все они успешные российские бренды.
![У бренда всегда атмосферные съемки и есть вещи на все сезоны | Источник: предоставлено Марией Сайченко](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/68/0b/3e680be03401112577cf26cd78c08a3f/984x1230_1_45defd534f115220c001447061d2d9ad@1024x1280_0x1UCR4ZoV_5213877398633772944.jpg.webp)
Современный русский стиль, в понимании соосновательницы Eclata, совмещает в себе смелость и вдумчивость.
— Есть тенденция смещения от базовых вещей к акцентным. Наши девушки отличаются от жительниц других европейских стран, когда дело касается работы над собственным образом.
Именно поэтому бренд планирует углубляться в нишевый дизайн. Мария хочет уйти от попыток подстроиться под потребителя. Наоборот, ей интересно быть реформатором: формировать вкус и заставлять задуматься. При этом важно оставаться доступными — как в идейном плане, так и в ценовом.
— Понятно, что всё со временем дорожает, это неизбежно, таковы законы экономики. Но мы будем стараться, чтобы клиент видел, что это небезосновательно. Ведь растет и качество: усложнится обработка, усложнятся формы.
Для понимания: обработка жакета из базового гардероба отличается от обработки дизайнерского жакета, объясняет Мария. Во втором случае добавляется ручной стежок, бортовка, что требует куда больших трудозатрат. Качество изделия и его вид при этом, конечно, меняются. Тот случай, когда по вещи видно, что над ней задумывались, трудились, вкладывали смысл в ее существование.
![Надежда и Мария своим примером показывают, как одеваться нестандартно, при этом выглядеть уместно ситуации | Источник: предоставлено Марией Сайченко](https://n1s1.hsmedia.ru/71/95/56/7195563a4561c1cbcda20b040b96126e/984x1230_1_12e7c4769b7e2ba41b3d36317ebff71d@2400x2999_0x3HyWWAr0_5391597649156298109.jpg.webp)
— Выгоден ли наш бизнес? Конечно, поэтому мы его и ведем. Если подходить ответственно, делать продукцию качественно, творчески развиваться, то это хорошее дело, которое приносит доход.