Спорт Станислав Курценовский, пилот Чемпионата мира по гонкам на катерах Ф1: «Готовиться к водной «Формуле-1» можно с восьми лет»

Станислав Курценовский, пилот Чемпионата мира по гонкам на катерах Ф1: «Готовиться к водной «Формуле-1» можно с восьми лет»

В эти дни Казань принимает этап Чемпионат мира по гонкам на катерах «Формулы-1». Пока любители водно-моторного спорта наслаждаются бешеной скоростью, ревом моторов и фонтанами брызг, корреспондент 116.ru встретился и побеседовал с непосредственным участником турнира – пилотом китайской команды CTIC China Team, единственным гонщиком Ф1 из России Станиславом Курценовским.

– Казань принимает самые зрелищные водные гонки уже второй год подряд. Насколько город справляется с организацией турнира, как лично вы чувствуете себя в столице Татарстана?

– Организация чемпионата отличная. Я участвовал в гонках здесь в прошлом году, и мне все очень понравилось – и турнир, и облик города, и люди, которые здесь живут!

– Перед основными соревнованиями состоялись свободные заезды. Как оцениваете трассу?

– Первый день у меня прошел не слишком удачно и закончился аварией, поэтому в пятницу уже осторожничал. Трасса сложная – дует шквалистый, практически штормовой ветер, и условия очень быстро меняются. В такую погоду гонщикам тяжело физически, после меня было еще две аварии, и если ветер останется таким же сильным, наверняка они повторятся и на основных соревнованиях. Поэтому давать какие-то прогнозы я бы не стал.

– В водно-моторном спорте вы уже 29 лет и добились определенных успехов. А с чего все начиналось?

– Мне просто нравится море, ветер, вода и скорость, а здесь все собрано воедино. Начинал в яхтовом классе «Оптимист», потом выступал на «Кадетах» в парусном спорте и скутерах «СА-250». Дети могут заниматься водно-моторным спортом и готовиться к водной «Формуле-1» уже с восьми лет – начиная с самых простых классов и постепенно повышая уровень своего мастерства и сложности судна до вершин первой «Формулы». Такой путь с определенными перерывами прошел и я: занимался на детских катерах, в 18 лет поступил в Государственную морскую Академию адмирала Макарова, а в 27 вернулся в большие гонки. Попадал в серьезные аварии, но сейчас снова в строю и постараюсь добиться новых успехов!

– Вы выступаете за команду Народной республики Китай. Что мешает создать клуб водной «Формулы-1» в нашей стране?

– Для создания команды нужен второй гонщик, а еще лучше – чтобы пилотов было трое. Я являюсь воспитанником еще советского спорта, а во многих видах сейчас заметен очевидный провал, когда советские спортсмены уже закончили карьеру, а новые мастера еще не выросли. Подобная ситуация случилась и в водно-моторном спорте: за мной настоящая яма, и в России пока просто нет гонщиков, которые могли бы участвовать в «Формуле-1». Другой важный момент – финансовый фактор, ведь для создания и содержания хорошей команды нужны соответствующие денежные вливания.

– В китайской команде из двух пилотов ни один не является гражданином Поднебесной...

– Действительно, вторым пилотом является француз Филип Чаппе. Но у нас есть и третий гонщик – молодой китаец, который выступает пока в классе «Формула-4». Уже в Казани он должен был попробовать свои силы на свободной тренировке первой формулы. Планы в последний момент изменились, но в Киеве он наверняка попробует свои силы на свободных заездах, а в Китае уже примет участие в квалификации.

В принципе, многие команды начинают с пилотами из других стран, а в это время воспитывают свои собственные кадры. Взять к примеру ту же арабскую команду Team Abu Dhabi, за которую сейчас гоняют прекрасные пилоты Ахмед Аль Хамели и Тани Аль Камзи – а ведь сначала у них в составе был четырехкратный чемпион мира американец Скотт Гилман. По схожему пути идет катарская команда, в которой свои гонщики еще только на подходе, а пока гоняют итальянец и американец. Но в любом случае надо растить молодых пилотов растить, используя опытных мастеров – сначала в роли гонщиков, а потом в качестве тренеров.

– Станислав, вы затронули вопрос финансирования. Как дорого обходится участие в чемпионате?

– Содержание ведущих команд топ-уровня обходится в несколько миллионов евро за сезон. Бюджет нашей CTIC China Team, конечно, гораздо скромнее, но все равно удовольствие это не из дешевых. Здесь есть четыре основные лодки, запасные лодки, много двигателей, винтов и других запчастей. Все это очень затратно, но для участия в чемпионате просто необходимо.

– Пилотом водной «Формулы-1» может стать любой желающий?

– Для получения суперлицензии необходимо выступить как минимум в шести международных эатпах в классе катамаранов. Добиться лицензии Ф1 можно примерно за год-полтора участия в смежных видах гонок. Кстати, нередки примеры, когда пилотами катеров становились бывшие участники автомобильных соревнований.

– Вы шли к своей заветной цели долгие годы. Какие эмоции сейчас испытываете, находясь в кабине гоночного болида?

– Во время гонки эмоции бывают совершенно разные! С одной стороны чувствуешь ощущение полета и опасности, бешеный впрыск адреналина. С другой стороны – идет работа мозга, борьба с эмоциями и трезвый расчет. Вчера я перевернулся, и Филипп сказал, что было заметно, что я нервничаю, а это не есть хорошо. Необходимо найти правильный баланс: определенный мандраж присутствовать должен, но он должен быть строго лимитирован. А в целом, полет над водой, азарт борьбы – это замечательные эмоции. И хотя иногда хочется свалить вину за свои ошибки на технику, на самом деле все зависит только от тебя!

– Насколько я знаю, кабина водного болида построена противоударных углеродных волокон и кевлара, а лобовое стекло изготовлено из пуленепробиваемого стекла. Но все же, насколько велик риск получить травму в случае аварии?

– Переворачиваться неприятно всегда – насколько бы прочной и защищенной ни была лодка. Другое дело, что если следовать правилам безопасности, риск получить травму заметно сокращается. Основной риск, как и при движении на высокой скорости в обычном автомобиле, – это сильно удариться при столкновении о внутренности болида. Но если пилот правильно пристегнут, на его голове хороший шлем, а шея надежно зафиксирована, то серьезных проблем, скорее всего, не будет. Лодки оборудованы системами аварийного всплытия, резервной подачи воздуха, защиты от ударов, безопасность обеспечивается профессиональной спасательной командой, которая должна подъехать к любому месту трассы за 40 секунд. Вместе с тем, легкомысленно к скорости свыше 200 километров в час относиться тоже не стоит.

– Напоследок, что можешь пожелать ребятам, которые хотят стать гонщиками?

– Человек является тем, кем он себя ощущает. Если вы хотите быть пилотом – начните чувствовать себя им! Есть хорошее выражение: «Кто не хочет – ищет причину, кто хочет – ищет возможности». Можно найти способ, найти небольшие деньги для старта. Просто придти и сказать: «Я хочу»! И начать заниматься. Поэтому всем молодым ребятам хочу пожелать, чтобы они хотели добиться результата – не важно, в каком именно виде спорта. Хотели не водку пить и курить, а реально заниматься чем-то толковым.

Фото: Фото автора, видео Эдварда СОКОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Не полезный, но жестокий урок»: как «Салават Юлаев» сгорел «Ак Барсу» 1:5
Азамат Шавлуков
Внештатный корреспондент UFA1.RU
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем
Объявления