В нашем обществе по-прежнему живы многие стереотипы и предубеждения. Люди скептически относятся ко всему новому и любят навешивать ярлыки, даже не пытаясь разобраться в сути. Ярким примером такого отношения является мнение подавляющего большинства населения о футбольных фанатах: их демонизируют, с ними борются, и скоро, наверное, ими начнут пугать детей. Развенчивает мифы один из лидеров движения болельщиков казанского «Рубина» Артур «Бритый» Емельянов.
– Артур, как ты попал на фан-сектор и чем занимаешься там сейчас?
– Моя «карьера» футбольного фаната началась в начале двухтысячных. В те времена стоило прийти на стадион в шарфе своей команды, как милиционеры силой загоняли в «клетку». Так тогда назывался фан-сектор из-за соответствующего металлического ограждения. С тех пор стараюсь не пропускать матчи и всегда находиться в гуще событий. Долгое время был «заводящим» – человеком, который организовывает голосовую поддержку, начинает кричалки и песни. Сейчас координирую организацию визуальных предматчевых шоу и слежу за соблюдением фанатами правил поведения. Также являюсь одним из руководителей официального клуба болельщиков «Рубина» и неформальной ультрас-группы.
– На первый взгляд эти вещи противоречат друг другу. Как вам удается совмещать?
– Действительно, данные понятия надо четко различать. Созданный в феврале прошлого года клуб болельщиков официально входит в структуру «Рубина» и снимает с болельщиков многие вопросы: помогает доставать билеты, организовывает поездки на матчи в другие города, дает полезную информацию и так далее. В рамках клуба болельщиков мы проводим акции «Рубин приходит в твой вуз», обеспечивая связь между игроками и их поклонниками.
А ультрас-группа занимается непосредственно поддержкой команды, она существует много лет и действует неформально. Это добровольное объединение людей, которые хотят поддерживать команду на секторе и делать это как можно лучше. Что касается совмещения, для настоящих поклонников своей команды это всего две стороны одной медали.
– Что именно делает ультрас-группа?
– Поддержка команды на фан-секторе делится на несколько аспектов, главные из которых – голосовой и визуальный. Все болельщики на стадионе видят, как фанаты поют, кричат, гонят свою команду вперед и отдают все силы, чтобы команда с удвоенной-утроенной силой бежала вперед. В Казани мы не раз представляли предматчевые шоу, которые делают футбол ярким и запоминающимся. И многие люди перед стартовым свистком смотрят даже не на поле, а на наши сектора за воротами – гадают, что же мы приготовили к матчу. Ультрас-группа как раз занимается координацией всех этих элементов.
– Что вы считаете своим главным успехом?
– Наше главное достижение – большой прирост числа болельщиков на фан-секторе: если раньше полторы тысячи человек собиралось только по большим праздникам, то сейчас даже на рядовые игры с каким-нибудь «Амкаром» или «Ростовом» на фанку приходит больше тысячи, а во время встреч с ведущими клубами наши сектора заполняются под завязку. Это больше двух тысяч человек! Придумали несколько новых песен, сделали несколько красочных перформансов. Всё что запланировали – воплотили в жизнь.
– Как реагируют на вас обычные болельщики с центральных секторов? Не жалуются?
– Зрители с центральных секторов нас не только подбадривают и призывают к более громкой и слаженной поддержке, но и сами всегда рады помочь. Более того, в этом году организовалась группа болельщиков на восточной трибуне, и теперь у нас сразу два эпицентра поддержки. Они также скандируют, поют песни, вывешивают баннеры, и никакого недопонимания нет. Да и как оно может возникнуть, если мы вместе болеем за одну команду?
– Ты уже говорил, что в начале 2000-х милиция загоняла всех в «клетку». Как изменилась ситуация с тех пор? В чем вообще суть разногласий фанатов с полицией, и каковы отношения с органами охраны правопорядка в Казани?
– Милиция, а теперь полиция почему-то всегда противопоставляла себя фанатскому движению. Сотрудники органов не хотят сотрудничать, им намного легче придумать повод и наказать, чтобы затем отбить охоту у молодежи посещать фан-сектор и вообще ходить на футбол. Полиция видит в фанатах преступников, которых надо контролировать, а еще лучше – сразу сажать за решетку, как будто это главная проблема современного общества. Я сам в двухтысячных был несколько раз «принят» милицией, бывал на жестких допросах. От этого не уйти, и болельщики на своей шкуре испытывают пресс. Приходя на фан-сектор, надо быть готовым к вниманию оперуполномоченных в штатском. Они могут подойти, переписать ваши паспортные данные, а через неделю вызвать на профилактическую беседу, где позволят несколько больше, чем это положено по уставу. В полной мере изменить подобное не удается до сих пор, хотя небольшие шаги в этом направлении делаются, и милиция начала относиться к фанатам чуточку лояльнее.
– По-твоему, у полицейских сложился какой-то стереотип о фанатах?
– Да, и не только у них. В нашей стране до сих пор живы многие стереотипы, и большинство людей продолжает думать, что фанат – это пьяный малолетний преступник, который раскрасил себе рожу красками, напился и пошел громить трамваи. Как будто фанаты ходят на футбол, чтобы подраться и побросать снежками или стульями в сотрудников полиции. Может, раньше некоторые представители себе такое и позволяли, но те времена уже давно прошли.
– А с чего начиналось фанатское движение в Казани? Как давно это было?
– Однозначно о таких вещах говорить сложно. Ходят слухи, кто-то ездил на выездные матчи еще в семидесятых годах. Вообще, когда есть футбол, болельщики всегда поддерживают свою команду. Футбол – это страсть, это эмоции! Футбол – это больше чем игра, и без болельщиков и фанатов он был бы намного скучнее.
Датой основания нашего движения принято считать 9 мая 1998 года, когда был организован первый выездной автобус на матч в Нижнекамске. Тогда всё было на голом энтузиазме активистов, люди все делали самостоятельно, даже шарфы вязали сами! Сейчас клуб понимает, что болельщики ему нужны, что с ними надо работать. Но в психологии фанатов поменялось немногое – болельщики поддерживали, поддерживают и будут поддерживать свою любимую команду, пока существует футбол.
– В казанском движении есть свои легенды?
– Конечно. На сектор до сих пор приходит больше десятка ребят, которые были на том самом первом выезде в 98 году, есть люди, у которых больше ста выездных матчей за «Рубин». Большим авторитетом пользуется Максим Гизмо – единственный человек, который посетил все официальные домашние и выездные игры в ходе одного сезона. Была история, когда одного из фанатов привязали в центре зала ожидания к стулу, а информатор за деньги произносил на весь вокзал специальное обращение к нему. Другой активный фанат однажды поехал на выезд в Калининград с гитарой и на путь домой зарабатывал игрой на ней. Легенд из таких людей никто не делает, но рассказывать о них можно часами, и колорита они, безусловно, добавляют.
– Близкие люди довольны твоим образом жизни?
– Почти все мои друзья болеют за «Рубин», ходят на фан-сектор, и никаких недопониманий не возникает. Даже мама, которая никогда футболом не интересовалась, сейчас периодически смотрит матчи и даже иногда обсуждает их со мной. Вообще, в фанатском движении можно не просто завести знакомых, но и найти настоящих друзей. На выезде случаются неординарные ситуации, бывает всякое, и люди проявляют свои настоящие качества. В движении я обрел много друзей, которые не бросят в трудную минут и всегда готовы прийти на помощь.
– Фанатизм – это вся твоя жизнь, или в ней есть место чему-нибудь еще?
– Несколько лет назад я решил связать свою жизнь со спортом, но не профессиональным, а любительским. Сейчас играю в Казанской футбольной любительской лиге в команде «Заря», мы регулярно тренируемся и играем. Зимой часто гоняю в хоккей и, как любой нормальный парень, люблю сходить с девушками в кино или просто погулять...
– И выпить с друзьями?
– К алкоголю у меня отношение резко негативное. Посмотрите вокруг: сотни, тысячи спившихся людей, которые опустились именно из-за алкоголя, хотя сначала не думали быть пьяницами и начинали с выпивки на корпоративах. Сильному человеку не нужен алкоголь. Конечно, тяжело смотреть на все неприглядные вещи и разврат, происходящий в нашей стране, на все эти проблемы трезвыми глазами. Хочется просто залиться и обмануть себя, получить иллюзию благополучия мира, но ситуация от этого не поменяется. А вот увлечение спортом меняет человека только в лучшую сторону.