Несмотря на прошедшие обыски и конфискации, члены казанской секты файзрахманистов* не пали духом. Пассажиры проходящих мимо поездов по-прежнему видят, как развевается бело-зелено-черный флаг над домом, где располагается их община. Сейчас они требуют вернуть им детей и конфискованные книги. Об этом корреспонденту 116.ru сообщил один из членов секты Гумар Ганиев. По его словам, пока это требование не будет выполнено, они отказываются общаться с кем-либо. Запрет на общение распространялся также и на иностранных журналистов, вместе с которыми в этот день корреспонденты 116.ru хотели поговорить с жителями дома по улице Торфяной, 41.
«Расулла» сказал — детей ограбили, книги ограбили, пока детей и книги не вернут, ни с кем разговаривать не будем», — объяснил нам Гумар Ганиев. Расуллой, как стало известно от соседей сектантов, они зазывают своего духовного лидера Файзрахмана Сатарова.
Мы уже сообщали о том, что на этого человека было возбуждено уголовное дело. Ныне 85-летний Файзрахман Сатаров еще в 1964 году объявил себя новым пророком. В 1996 году он приобрел под медресе земельный участок в поселке Торфяном, обустроил его и создал жилищно-хозяйственную инфраструктуру, куда постепенно перебрались все члены секты на постоянное место жительства. В последнее время членами секты были 64 человека, в том числе 15 мужчин, 23 женщины, а также 27 детей.
После 1 августа, когда сотрудники полиции и ФСБ провели в его доме обыски в связи с покушением на муфтия ДУМ РТ и убийством его заместителя, на Файзрахмана Сатарова было возбуждено четыре уголовных дела. Одно в отношении самого Файзрахмана Сатарова по факту самоуправства и три уголовных дела по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Лидеру секты по этой статье грозит до шести месяцев ареста. Кроме того, ему вынесено прокурорское предостережение «о недопустимости экстремистской деятельности». Детей, которых удалось там найти, определили в приюты.
Как ни странно, такое соседство ничуть не мешало жителям соседних домов и расположенной рядом автомастерской. Один из ее сотрудников Илья Владимиров говорит, что члены секты за пределами своего двора никогда не совершали никаких антиобщественных поступков, поэтому все и относились к ним терпимо. Между тем условия жизни по крайней мере части живших там людей были ужасными — в вырытых под землей комнатках помещались только кровать и тумбочка, а детей не отпускали учиться в школу.
«Там была одна девушка, за которой мать несколько раз приходила, тащила ее за руку домой, но та потом всегда сюда возвращалась. Правда, в последний раз девчонку все-таки удалось увести домой, а вот вернулась ли она обратно — не знаю», — говорит Илья.
Тем не менее сейчас члены секты настроены весьма решительно. Как рассказал 116.ru один из приверженцев учения Файзрахмана Сатарова Разиф Гарифуллин, который, видимо, просто не знал о запрете своего лидера на общение с журналистами, его соратники готовы буквально ко всему.
«Я сходил домой, попрощался с родными и вот теперь иду обратно к своим единоверцам, чтобы поддержать их. Даже если власти взорвут нас, мы этого не боимся, ведь мы умрем за веру, станем шахидами», — поведал нам старец, которому, по его словам, в этом году исполнилось 70 лет.
По его словам, он просто не представляет, почему они так мешают властям, которые объявили их сектантами.
«Нас упрекают в том, что мы не принадлежим ни к одному из четырех масхабов, и на этом основании объявили сектой. Но мне не нужны труды богословов, которые за меня решают, к какому масхабу я принадлежу. Есть Коран, и мне достаточно этой книги. А с богом у нас общается Расулла. Он видит сны и сообщает нам о том, что хочет Аллах».
А вот ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, которого мы попросили прокомментировать создавшуюся ситуацию, считает, что файзрахманистов и сектой-то назвать трудно — до того там перемешаны суфизм, салафизм и традиционные ценности ислама.
«Любая секта предполагает существование какой-то религиозной доктрины, а здесь никакой доктрины нет. Это какая-то форма протеста, облеченная в достаточно абсурдную форму», — считает Рафик Мухаметшович.
По его словам, причиной возникновения этой общины могли стать и нереализованные амбиции их лидера, в свое время бывшего имамом в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Уфе. Именно тогда-то, по словам нашего собеседника, у него возникла идея возглавить Духовное управление мусульман России. Однако на этот пост был избран Талгат Таджутдин. Создание своей общины, возможно, и стало способом удовлетворения амбициозных планов «учителя».
По мнению Рафика Мухаметшина, борьбе с файзрахманистами в свое время помешали определенная толерантность и политкорректность, присущие Татарстану. Все ждали, что ситуация рассосется как-то сама собой, и не предпринимали активных действий. А она тем временем из сферы религиозной переходила в сферу психиатрии.
«Он начал обучать детей только по переписанным им самим от руки книгам. Потом стал закрывать свое лицо, а в исламской традиции никогда такого не было, чтобы мужчина закрывал свое лицо. Это же лишено всякого здравого смысла»!
По мнению нашего собеседника, людей, которые сейчас не представляют своей жизни кроме как в затворничестве с Файзрахманом Сатаровым, нужно все-таки постараться вернуть в нормальное общество. Правда, сделать это будет очень сложно — им предстоит пройти длительную адаптацию. В целом же файзрахманисты, считает Рафик Мухаметшин, никаких перспектив не имеют — уйдет Файзрахман Сатаров, и эта община сразу же перестанет существовать.
* Запрещены на территории РФ