Родившись во Франции из оберточной бумаги для чая, стиль арт-нуво вначале завоевал сердца и умы импрессионистов, а после прочно вошел в ряд стилей интерьера. И сегодня его можно назвать одним из самых нежных, гармоничных, легких стилей, которые присутствуют в дизайне интерьеров. Родоначальником направления считают живописца, гравера и художника по фарфору Феликса Бракмона, но вдохновителем можно смело назвать японского художника Кацусика Хокусая.
В 1856 году Феликс Бракмон обратил внимание на то, что в парижском магазине Делатра пачки китайского чая заворачивают в цветные картинки с восточными мотивами. Оказалось, это были оттиски гравюр на дереве японского художника Кацусика Хокусая (1760–1849).
«Картинки» восхитили Бракмона, и он обратил на них внимание Эдгара Дега и других своих друзей-художников, будущих импрессионистов. Оказалось, что искусство Востока было близко им по духу. И не родись в Японии великий Хокусай, может, и не засияли бы так ярко звезды Мане, Моне, Дега, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и многих других импрессионистов. Неожиданно для себя они нашли в гравюрах японца то, что давно искали: декоративность организации плоскости, широкое использование цветового пятна, выразительность силуэта.
Уже в начале XX века арт-нуво был чрезвычайно популярен у знатных французских семей, немного уставших от напыщенности и тяжелой роскошной помпезности. Разбавление французского шика японской нежностью пришлось как нельзя кстати. Дизайнеры и сегодня используют этот стиль, завешивая пластиковые окна шелковыми шторами нежных расцветок, маскируя углы и четкие линии самого помещения и мебели, расположенной в нем.
Если описывать стиль с позиции дизайна, то арт-нуво, скорее, относят к стилю модерн, а по своей сути он является декоративно-орнаментальным стилем.
Основными характеристиками стиля арт-нуво являются:
• отсутствие углов, то есть в комнате полностью драпируются и сглаживаются углы, чтобы комната была как бы обтекаемой;
• отсутствие прямых и четких линий. Мебель в таком интерьере тоже будет обтекаемой – круглые или овальные столы, круглые плетеные пуфики, арочные окна;
• наличие растительных мотивов, обои, например, должны быть в нежный цветочек или листочек, а если идти еще дальше, то в декоре кухни, например, можно использовать настенное покрытие из натуральных материалов – стеблей бамбука, покрытых лаком, или пробкового дерева;
• стиль тяготеет к использованию животной тематики в дизайне: павлины и ласточки, стрекозы и бабочки будут отличным дополнением;
• присутствие геометрических фигур, формирующих природные образы. Это касается предметов интерьера: плетеные из вербы или иных материалов настольные лампы или большие напольные светильники, люстры в виде шара, выполненные из японской рисовой бумаги в сочетании со статуэтками во французском стиле – это и есть стиль арт-нуво.
Цветовая гамма в в этом стиле очень связанна с темой воды. Именно оттенки воды должны прекрасно сочетаться с золотом и серебром в интерьере помещения и создавать эффект ее блеска на солнце. Золото очень хорошо сочетается с цветовой гаммой болотного цвета. Сюда можно отнести темно-коричневый (очень близкий к черному), темно- и светло-зеленый. Не стоит забывать, что эти тона должны быть достаточно теплыми. Дополняют болотные оттенки и золото цвет павлиньего хвоста – электрик.
Если для дополнения золота использовалась аналогия мерцания воды на солнце, то для серебра используют природные цвета тумана. Поэтому серебро отлично дополняют розоватыми и сероватыми оттенками, черным, голубым и серебристо-лиловым цветами.
И наконец, чтобы оформить комнату в стиле арт-нуво, следует прежде всего руководствоваться таким правилом: каждый элемент носит декоративную задачу. Поэтому не используйте предметы с прямыми линями. Отдайте предпочтение кругу – символу солнца. Этот символ должен занимать одно из первых мест при оформлении дизайна помещения.
Фото: Фото с сайта Theartnouveaublog.blogspot.com