После трагедии в подмосковном «Крокус Сити Холле» политики заговорили о возвращении смертной казни. Мы спросили татарстанских депутатов Госдумы, какую точку зрения они поддерживают. Результаты нашего опроса получились противоречивыми.
Зампред думского комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов заявил, что выступает за смертную казнь. Но такое наказание должно применяться только к террористам, считает депутат. Это относится к исполнителям и организаторам, одиночкам и группам.
— Я за, но не в целом за каждое деяние, а именно в отношении террористов я бы ввел. В отношении тех, кто совершает и организует. Они по-другому не понимают. Это, может быть, успокоит многих, которые не понимают, что их ждет. Наверное, надеялись, что авось пронесет, «мы убежим, спрячемся». Понятно, что эти нелюди больше не выйдут на свободу. Но тем не менее, — полагает Гильмутдинов.
На вопрос, сработает ли казнь против смертников, парламентарий ответил, что не все террористы смертники.
Его коллега по парламенту, бывший глава Минздрава РТ Айрат Фаррахов склоняется к другой позиции: вряд ли смертная казнь уменьшит количество террористических актов. Тем более что судьи тоже могут ошибаться.
— Мы должны принимать эти решения в здравом рассудке и с холодной головой. Если это позволит снизить количество терактов, конечно же, это решение надо принимать. Но я в этом не уверен. Нужно исходить из того, что существуют судебные ошибки. Мы в Госдуме принимаем решение, посоветовавшись с избирателями. Но важно понимать, позволят ли нам такие решения коренным образом улучшить ситуацию, — высказался Фаррахов.
Наш собеседник напомнил, что в обществе спорят не только о возвращении смертной казни, но и о том, как это возможно технически. Многие считают, что для отмены моратория нужно переписать Конституцию. Но, как разъяснил Фаррахов, это заблуждение.
— В Конституции и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял. Есть решение Конституционного суда, который отложил вынесение такого приговора. Поэтому не надо никаких референдумов — достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда, — процитировал депутат спикера Госдумы Вячеслава Володина.
Остальные депутаты, которых обзвонили корреспонденты 116.RU, предпочли не обсуждать эту тему. «Парашютист», бывший глава Минтруда РФ Максим Топилин заявил, что вопрос о смертной казни — не его профиль. На попытки переспросить он ответил, что «один раз привык отвечать». Коммунист Артем Прокофьев сначала был готов ответить, потом сослался на занятость. Единоросс Азат Ягафаров даже не стал слушать вопрос и отказался от комментариев. Председатель комитета Госдумы РФ по контролю Олег Морозов также не ответил на сообщение.
Мы обратились с вопросом о смертной казни к бывшему депутату Госдумы, ныне члену Общественной палаты Татарстана Ольге Павловой. Она тоже подчеркнула, что возвращение этого вида наказания зависит не от депутатов, а от Конституционного суда.
— Многие люди путают, что у нас нет смертной казни. Она в уголовном праве есть, просто на нее наложен мораторий Конституционного суда. Преодолеть этот мораторий ни депутаты, ни сенаторы не могут. Это решение Конституционного суда. Поэтому все эти разговоры о введении смертной казни на сегодняшний момент считаю непрофессиональными, — заявила Павлова.
Она обратила внимание на другие моменты, которые подсветил теракт в «Крокусе». По мнению Павловой, нужно сделать выводы по поводу миграционной политики, работы охраны, пожарной безопасности.
В последний раз смертную казнь применили в России в 1996 году. С 1997-го ее нельзя было ни назначать, ни исполнять. В 2009 году Конституционный суд признал невозможность назначения смертной казни даже после введения суда присяжных.
Как вы считаете, нужно вернуть смертную казнь или нет?
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!