Политика Королева нефтебазы. Как скромная девочка из Нижнекамска вышла замуж за Метшина и зарабатывает сотни миллионов

Королева нефтебазы. Как скромная девочка из Нижнекамска вышла замуж за Метшина и зарабатывает сотни миллионов

При этом неизвестно, есть ли у супруги мэра, например, высшее образование

Гульнара и Ильсур познакомились еще в детстве. С тех пор вместе

Ильсур Метшин и Казань — уже слова-синонимы. Вот уже почти 17 лет он сидит в кресле мэра. Но сегодня речь пойдет не о нем, а о его супруге. Кто она, что притаилась за плечом мэра Казани? Гульнара Метшина. Давайте знакомиться.

Как встретились будущий градоначальник и первая леди Казани, что их связывает с некогда успешной сетью магазинов «Бахетле» и как Гульнара Ринатовна (по декларациям) содержит мужа — в нашем материале.

Немного биографии

Гульнара Метшина aka Мухаметшина (такая ее фамилия в девичестве) родилась в Казани. До трех лет ее отец запрещал близким говорить с детьми на русском, мол, сначала нужно выучить родной язык. Позже семья переехала в Нижнекамск, где в школьные годы Гульнара познакомилась с Ильсуром Метшиным. Как он вспоминает сейчас, в шестом классе в день первого знакомства он был Гульнаре по плечо.

Дети учились в разных школах, однако вместе их свел пионерлагерь «Чайка». Так, началась их долгая совместная история, Ильсур и Гульнара больше не расставались.

В 1988 году Метшин ушел в армию. И только через год, когда он отслужил, Гульнара взяла его фамилию, то бишь влюбленные сыграли свадьбу. Ну и пошла идиллия: на работе у мужа — повышение за повышением, сама Гульнара занялась бизнесом, а у семьи со временем появились наследники (сейчас у Метшиных четверо детей: Тимур, Тагир, Алия и Радмир) и дорогая недвижимость.

Тут семья еще без младшего сына. Справа крайний — Тимур, между родителя — Тагир

Но откуда деньги на безбедную жизнь? Неужто папа Метшиных так много зарабатывает, сидя почти 17 лет в кресле управленца? Да нет же. Основной доход семьи, если верить официальным документам, — мамина заслуга.

Яблоко от яблоньки

Начнем с того, что бизнес-примеры и работу на руководящих должностях Гульнара Ринатовна видела с детства. У ее отца Рината Мухаметшина, который скончался в 2013 году, было несколько компаний. Также в свое время он был одним из руководителей завода «Нижнекамскшина», когда-то входящего в группу «Татнефть». Когда семья переехала в Казань, он стал директором одного из городских хлебобулочных предприятий.

По данным сервиса «Контур.Фокус», на Мухаметшина были зарегистрированы несколько фирм в Нижнекамске. Например, он был совладельцем ООО «Камбит», фирма производила и поставляла нефтяной битум. Выручку предприятие несло неплохую, но за вычетом всех издержек работало в убыток. В 2009 году оно обанкротилось и ушло к конкурсному управляющему.

Но ничего примечательного в фирмах Мухаметшина нет. Кроме одной. В свое время он был компаньоном Муслимы Латыповой — владелицы «Бахетле». Совместный бизнес начался с женитьбы брата Латыповой на родственнице Мухаметшина. Так Ринат и Муслима подружились, рассказывала Латыпова в интервью «Бизнес Онлайн».

Сначала Мухаметшин помогал Латыповой с ее собственным бизнесом: она открыла кооперативное кафе и продавала дефицитные на тот момент товары (детские костюмы, кожаные куртки). Ими снабжали друзья Мухаметшина из Тынды — это Амурская область. Вероятно, там товара было с избытком, в то время как полки казанских магазинов пустовали.

Но чтобы открыть стоящий бизнес, нужны были деньги, вспоминает предприниматель, и она предложила вложиться отцу Гульнары Ринатовны. В 2003 году открылся первый магазин и завертелась их история с совместным бизнесом. Уже потом отец отдаст долю в «Бахетле» дочери, но к этому еще вернемся.

Что по бизнесу?

Пока что поговорим о деньгах в семье Метшиных. За 2021 год Ильсур Раисович отчитался о 6,6 миллиона дохода. А его супруга и героиня нашего рассказа за тот же год заработала 53,5 миллиона. Согласно данным «Контур.Фокуса», у Гульнары Метшиной как минимум четыре действующих компании и одна находится в процессе реорганизации. Кроме этого, бизнес первой леди тесно завязан с не последними в столице республики людьми.

Началось всё в 2001 году с ООО «Нижнекамская нефтебаза» в Нижнекамске (тогда Метшин, к слову, был мэром города). Изначально в учредителях компании значились четыре человека. Половина принадлежала Метшиной, еще часть — брату ее мужа Айрату, остальное делили между собой некто Геннадий Игнатьев и Владимир Шамсутдинов.

К 2018 году компанией стали владеть только Метшины: 80% принадлежит Гульнаре, 20% — Айрату Метшину, который в ООО значится еще и директором.

Сразу в начале предпринимательской карьеры Метшина сильно задрала планку. Как понятно из названия, родственники ведут нефтяной бизнес. Судя по госконтрактам компания занимается перевалкой нефтепродуктов, то есть их перемещением из бензовоза в вагон-цистерну. В 2022 году состав метшинской нефтебазы даже сошел с рельс в Нижнекамске, пока вез мазут. Утечек в почву, как сообщали, якобы не было.

У компании также есть собственный нефтеналивной причал в Промзоне-2, где она и зарегистрирована. В 2017 году управление Федеральной службы по экологическому надзору нашли на нем нарушения в количестве 58 (!) штук. Среди них, например, безграмотность трудящихся на нефтебазе (у 7 сотрудников просто не было необходимого для работы образования).

Республиканское МЧС, впрочем, тоже не стало закрывать на нарушения метшинской компании глаза. Ведь необученные «специалисты» еще и работали в небезопасных условиях: огнетушители не работают, запасные выходы при пожаре ну совсем не соответствуют тем, что есть по документам, и так далее.

Однако в 2020 году на объект Метшиных приходила всего одна проверка, 2021 году с визитом пришли всего две инстанции, и те никаких нарушений не выявили. Так, тихо-мирно на конец 2021 года «Нижнекамская нефтебаза» принесла Метшиным 33,3 миллиона при выручке в 343,1 миллиона рублей.

Причем если раньше компания участвовала в госзакупках и не раз, например, становилась подрядчиком «Роснефти», то с 2017 года подаваться участником тендеров прекратила. Но и доход у нефтебазы упал. В конце 2017 года фирма принесла владельцам 62,7 миллиона чистой прибыли.

Отметим, что Метшины на нефтебазе, кажется, отлично сработались. В 2005 году Гульнара и Айрат открывают новую компанию, где опять 80% принадлежало ей, а 20% — ему. ООО «Транскамалогистик-Нк» (в прошлом — ООО «Глайд-Ойл»). Компания, согласно «Контур.Фокусу», производит нефтепродукты в Нижнекамске. Только сегодня большей частью компании владеет московское акционерное общество «Арда Групп». На конец 2021 года этот бизнес Метшиных принес 5,4 миллиона чистой прибыли.

Однако годами ранее от «Транскамалогистик-Нк» были только убытки. Причем на конец 2020 года убыток составлял почти 25 миллионов. Еще одна странность этой компании в том, что до 2021 года официально в ней никто не работал, сейчас там в сотрудниках числится всего один человек. Любопытно, что АО «Арда Групп», выкупившая половину Метшинского бизнеса в 2020 году, в 2021-м тоже ушла по прибыли в минус.

В 2005 году у Гульнары и Айрата Метшиных появляется еще одна компания — ООО «ННБ-Транс», она занимается перевозкой грузов по ж/д путям. Судя по всему, тех самых нефтепродуктов с собственной нефтебазы, ведь у ОООшек один адрес. Но тут во владельцах, помимо наших героев, — целый конгломерат. На конец 2021 года компания принесла им 95,2 миллиона прибыли при выручке в 625,4 миллиона.

Причем с «ННБ-Транс» в 2020 году судилось ООО «Татнефть-Транс». Проблема в неисполнении перевозки. Изначальная сумма взыскания, на секундочку, 71 миллион. Но компании пришли к мировому соглашению и наши герои выплатили пострадавшим 35 миллионов.

А вот теперь про «Бахетле». В 2010 году Ринат Мухаметшин передал долю в ООО «Бахетле и К» дочери. С тех пор у Латыповой и Метшиной девелоперский бизнес в Казани. Гульнара Ринатовна открыла ООО «Крез и К», там она единственный собственник. На конец 2021 года при выручке в 255,6 миллиона бизнес принес всего 469 тысяч прибыли.

К слову, из отчетных документов ООО «Газпром трансгаз Казань» нам также известно, что на «Крез и К» когда-то была зарегистрирована огромная резиденция в Боровом Матюшино, в которой предположительно жили Метшины. Раньше она именовалась базой отдыха и принадлежала «ТАИФу».

В 2019 году ООО «Бахетле и К» прекратило свое существование. Однако другие компании Латыповой не перестали светиться в госконтрактах победителем, оказывая услуги питания, например, сотрудникам родного для Метшиных нижнекамского исполкома. Зато за время сотрудничества Латыповой и Метшиной «Бахетле» успело реализовать несколько социальных проектов в Казани. Раньше бренд держал городские социальные столовые, а также, со слов Латыповой, финансировал строительство некоторых мечетей. И всё это с подачи Метшиной.

Едем дальше. Кроме всего вышеперечисленного, за супругой мэра Казани значатся еще две компании. Казанское ООО «Фаст фуд девелопмент», где Метшиной с 2016 года принадлежала лишь часть, а с 2018 года она стала полным владельцем. Любопытно, что изначально компания принадлежала Делюсу Сиразетдинову — учредителю «КамаСтройИнвест» и депутату Казгордумы. И связь между ним и Метшиным куда более тесная, чем может показаться на первый взгляд.

Строительная компания «КамаСтройИнвест» реанимировала целый жилой квартал в центре на Муштари. В том числе Сиразетдинов получил добро от мэрии на восстановление исторического здания по адресу Муштари, 24. Но вот в чем связь. По данным сервиса «Спарк», в 2022 году на этот участок приходила Инспекция строительного надзора, субъектом проверки значится ООО «Фаст фуд девелопмент».

Также в 2022 году в некоторых местных СМИ появилась информация, что 8 марта 2023 года по адресу Муштари, 24 откроется новый ресторан «Хорошая девочка» от Alba Group (эта та девочка, что кормит московских богатеев на Патриарших прудах). Долгожданного открытия пока не случилось. Зато в мае 2022 года на имя дочери Метшиных было зарегистрировано ООО «Хорошая девочка». Вот уж совпадение.

Отметим, что на конец 2022 года «Фаст фуд девелопмент» принесла владелице 11,4 миллиона чистой прибыли. Но не обошлось в истории управления фирмой и без скандалов. В 2017 году компания спровоцировала конфликт в Набережных Челнах. Дело в том, что «Фаст фуд девелопмент» собиралось построить в городе «Бургер Кинг». Проект здания дважды выносили на обсуждения в градсовет. Первый раз его утверждать не стали, поскольку срок аренды земли под ресторан скоро истекал.

Однако компания всё же начала осваивать землю, сославшись на то, что срок истекает, но не истек, пообещав еще и благоустроить территорию вокруг заведения. В итоге на втором заседании градсовета проект согласовали, в Челнах появился еще один «Бургер Кинг» на первой линии проспекта Мира.

Кроме прочего, компания уже Метшиной в 2019 году взяла в лизинг кроссовер BMW X5 M50D. Договор был действителен до 2024 года, однако закончился в 2022 году из-за выкупа автомобиля.

С того же года компания находится в статусе реорганизации в форме выделения. Но что любопытно, с октября ООО «Фаст фуд девелопмент» значится в учредителях другого общества с ограниченной ответственностью «Производственное предприятие "Кама-Сакс"», зарегистрированного в Менделеевске. За 2021 год своим старым владельцам (тоже в виде ОООшек) фирма принесла 13,5 миллиона чистой прибыли.

Эта компания занимается поставкой полипропиленовых мешков. Причем часто она их поставляла в бюджетные учреждения, но с 2017 года перестала участвовать в госконтрактах.

Родовое гнездо на Фермском и квартира у берегов Казанки

В общем, оттуда у Метшиных и деньги (официально). Но 53 миллиона в год — не предел для первой леди Казани. За 2019 год она задекларировала 305 миллионов рублей. 270 из них, согласно документам, — заработная плата и дивиденды от участия в организациях, остальное — прибыль от продажи доли в уставном капитале ООО (речь про «Транскамалогистик-Нк», которое купила АО «Арда Групп»).

Мы не зря заговорили про 2019 год. Тогда Гульнара Метшина, по данным ЕГРН, обзавелась целой резиденцией, ставшей родовым гнездом. Речь про огромный участок в 24,9 тысячи квадратов с большим двухэтажным домом (3,1 тысячи квадратов) на Фермском шоссе. Всё даже задекларировано официально.

В бумагах отмечается, что дом куплен на накопленные сбережения Гульнары Ринатовны, а участок — с дохода от продажи доли в уставном капитале ООО. Позже в графе правообладателей на участок появятся дети Метшиных: Тимур, Алия и Тагир.

Причем земельный участок Метшиной продал Равиль Шавалеев — бывший генменеджер хоккейного клуба «Ак Барс», экс-депутат Казгордумы и бизнесмен.

Известно также, что Метшиным принадлежит квартира в ЖК «Кристалл» на Гоголя, построенном группой компаний «ТАИФ». Появилась она у них в 2012 году. По декларации градоначальника, площадь квартиры составляет 272,7 квадратного метра. Среди соседей Метшиных — исключительно топ-менеджеры самого «ТАИФа» и полные тезки не последних в республике людей. В общем, соседи приличные.

До недавнего времени считалось, что в многоквартирном исполине на берегу Казанки селятся только «свои люди», так как объявлений о продаже недвижимости в ЖК «Кристалл» найти было нельзя. Однако после покупки «ТАИФа» «СИБУРом» компания начала избавляться от старых активов.

В апреле 2022 года в Сети появились объявления от КОСа о продаже нескольких квартир в жилом комплексе «Кристалл». Самая дешевая обошлась новому владельцу в 94,5 миллиона. Объявление о продаже квартиры в «зеленом доме» есть даже на «Авито». Вариант четырехкомнатной квартиры в 231,8 квадрата (ну почти как у Метшиных) предыдущий владелец оценил в 115,3 миллиона.

Если семья Метшиных в 2012 году и покупала квартиру в доме «для своих» сама, то, вероятно, как раз на сбережения Гульнары Ринатовны. Хотя, по данным декларации ее доходов, в 2011 году она заработала около 50 миллионов рублей. Даже если бы супруг и добавил к сумме свои скромные доходы, хватило бы им на покупку такой квартиры?

На этот интересный вопрос и множество других мы поищем ответ в большом материале ко дню рождения дорогого градоначальника, ведь, как оказалось, не только широко зарабатывать любит главное семейство Казани, но и отдыхать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем