Утром 2 апреля беспилотники впервые атаковали Татарстан. Три дрона были направлены на города Нижнекамск и Елабуга. Как итог: 13 пострадавших, в числе которых несовершеннолетние, и разрушения.
Редакция 116.RU подробно рассказывает, что произошло в городах республики, какие именно предприятия атаковали дроны и что думают эксперты о том, что дроны преодолели 1,5 тысячи километров и добрались до Татарстана.
Что произошло?
Во вторник, 2 апреля, около 6 часов утра Татарстан впервые атакуют беспилотники. Нападение спустя чуть менее 3 часов официально подтверждает глава республики. Рустам Минниханов говорит, что дроны атаковали два города: Елабугу и Нижнекамск. Это около 210 километров к востоку от Казани.
Один дрон был направлен на Нижнекамск. А точнее — нефтеперерабатывающий завод «Танеко», расположенный буквально в 9 километрах от центра города.
Еще два дрона атаковали особую экономическую зону «Алабуга». Это территория, которая находится в 10 километрах от города Елабуга. Именно ОЭЗ сильнее всего пострадала в результате нападения. В частности, оказались повреждены объекты «Алабуга Политех» — колледжа, расположенного на территории ОЭЗ.
По последним данным от республиканского Минздрава, от ударов беспилотников пострадали 13 человек. Все они — студенты «Алабуга Политех», некоторые из них — несовершеннолетние. Всех пострадавших доставили в Елабужскую ЦРБ. После обследования пятерых отпустили домой, еще восьмерых госпитализировали. Медики оценили их состояние как легкой и средней тяжести. Угрозы жизни нет.
Кроме того, среди пострадавших — 17-летний гражданин Кыргызстана. Об этом написали СМИ страны со ссылкой на МИД.
— И. А. Б., 2007 года рождения, получил ранения средней тяжести. Сотрудники Генерального консульства Кыргызстана в Казани посетят пострадавшего, — сообщили в министерстве.
Объект 1. Нижнекамск
В черте города, в 9 километрах от центра Нижнекамска, находится нефтеперерабатывающий завод «Танеко». Именно на предприятие направили первый дрон.
Как сказал мэр Нижнекамска Рамиль Муллин, службы сработали оперативно.
— Сработала система безопасности. Пострадавших и серьезных разрушений нет. Технологический процесс предприятия не нарушен, — сообщил Муллин.
Владеет АО «Танеко» татарстанское ПАО «Татнефть».
«Танеко» — это современный нефтеперерабатывающий комплекс. Это первый НПЗ, построенный с нуля на постсоветском пространстве. Что здесь делают? По данным информации с официального сайта предприятия, в «Танеко» очищают от серы нефтепродукты, замедляют коксование, занимаются атмосферно-вакуумной разгонкой нефти.
За 2023 год завод принес выручку в 100 миллиардов рублей. Чистая прибыль — 26 миллиардов рублей.
ПАО «Татнефть» в свою очередь почти на 35% принадлежит Министерству земельных и имущественных отношений Татарстана. Второй крупный акционер — «Vamolero Holdings Co. Limited». Ему принадлежит почти 3% акций. Еще меньше 0,39% имеют «Colima Associated S.A.» и 0,11% «Osmand Holdings Limited». Остальные акции — в частных руках.
За 2023 год «Татнефть» заработала 1,3 трлн рублей. Чистая прибыль — 238 млрд.
Объект 2. Елабуга
Сам город в порядке. Два беспилотника упали на территории особой экономической зоны «Алабуга». Что это такое?
«Алабуга» — это территория площадью 40 тысяч квадратных метров, на которой расположены больше 30 различных предприятий. Еще около 20 — в процессе стройки и запуска. Все предприятия здесь называют резидентами. Самый известный из них — завод по производству премиальных отечественных автомобилей «Аурус».
Помимо автомобилей, здесь выпускают напольное покрытие, бумагу, стекла и зеркала; производят технические газы; делают бетон; выращивают овощи.
Территория «Алабуги» закрытая. Здесь же расположен учебный центр «Алабуга Политех». Суть его в том, что, поступая сюда после 9-го или 11-го класса, студентов сразу параллельно трудоустраивают на местные предприятия. Живут подростки здесь же, на территории ОЭЗ. Для них построены специальные хостелы, и с недавних пор есть целый ЖК.
Именно «Алабуга Политех» сильнее всего пострадала от атаки беспилотников. Дроны упали на хостелы.
Как выглядели студенческие общежития до и после нападения.
После атаки беспилотников, политех продолжил работать. Как сообщили источники 116.RU, руководство «Алабуги» предлагали родителям при желании забрать детей домой, написав заявление.
Но в политехе были приняты дополнительные меры безопасности в учебных зданиях и общежитиях, усилена охрана. Занятия продолжились в штатном режиме.
ОЭЗ «Алабуга» — республиканский проект. Сама экономическая зона появилась в 2006 году. Судя по отчетным документам за 2022 год, более чем 20% зоны держит республиканское Минземимущества. У кого остальные пакеты акций — неизвестно. Форма собственности (АО) позволяет владельцам не раскрывать своих имен.
Последние данные по финансам «Алабуга» публиковала в 2021 году. Тогда выручка ОЭЗ была 2,5 млрд рублей. Чистый убыток — 578 млн.
В совете директоров «Алабуги» числится глава Татарстана Рустам Минниханов, министр промышленности и торговли Олег Коробченко, министр экономики Мидхат Шагиахметов.
Что за дроны?
Вместе с военным экспертом, основателем портала Military Russia Дмитрием Корневым разбираемся, что это за дроны, почему они похожи на легкомоторный самолет и как долетели до Татарстана.
По словам нашего собеседника, для атаки на Татарстан могли использовать как новые аппараты, так и старые, но переделанные дрон UJ-22 или учебно-тренировочный самолет А-22. Визуально, говорит Корнев, атаковавший «Алабугу» дрон похож на самолет.
Эксперт объясняет: если беспилотникам удалось преодолеть расстояние до 1,5 тысячи километров и они смогли пролететь через линию соприкосновения, то атаковать объекты было не так сложно.
— Зная, где находятся радары, система ПО, можно между ними просочиться, в общем-то, до нужного объекта. Понятно, что никто не ждал такой атаки на таком расстоянии от Украины. Вполне вероятно, что теперь будут приняты определенные меры, в любом случае министерство обороны может обеспечить противовоздушную оборону такого рода объектов, — объясняет свое мнение военный спикер.
Как дроны долетели?
Военный эксперт Михаил Ходаренок в беседе с журналистом 116.RU предположил, что атака произошла по простой причине — недостаток необходимых организационных модулей, которые могли бы обеспечить противовоздушную оборону. Кроме этого, наш собеседник считает, что пока нет отдельного органа, который занимался бы именно ПВО (противовоздушной обороной), атаки могут продолжиться.
— Необходимо в Вооруженных силах Российской Федерации все-таки разделить ударную и оборонительную функцию, поскольку сейчас существует так называемая армия ВВС и ПВО, и вот эти функции объединены. И по большому счету нет ясного ответа даже на тот вопрос: «А кто, собственно, отвечает за противовоздушную оборону в той части страны, где произошли эти события?» Кто персонально отвечает? Если найдется, то тогда к нему следующий вопрос: «А какими средствами располагает, чтобы предотвратить подобные удары беспилотных летательных аппаратов по важнейшим объектам республики?» — рассуждает Ходаренок.
Кроме этого, эксперт считает, что вопросы стоит задавать и руководству республики относительно того, как организовано соединение противовоздушной обороны в Татарстане, в том числе в Казани и важнейших промышленных городах республики. Есть ли такое соединение и кто за него отвечает?
— Опять же есть вопросы к организационному модулю, который должен обеспечить провальную проводку подобных летательных аппаратов и своевременно выдать предупреждение. Но опять-таки это не означает, что вот допущены какие-то просчеты там или какой-то элемент разделяющий. Просто сил и средств пока явно не хватает, чтобы организовать воздушную оборону многих объектов на должном уровне, — делится своим видением ситуации военный эксперт.
Михаил Ходаренок видит и решение проблемы — изменить структуру, развернуть полноценное соединение ПВО в Татарстане и назначить на него ответственного начальника, который нес бы ответственность за оборону в воздухе.
— Потому что этот беспилотный летательный аппарат самолетного типа — несложная цель, например, для боевого вертолета, который мог бы его догнать, расстрелять из огнепушек своих. Но опять-таки для этого нужно этот вертолет иметь, надо, чтобы им кто-то управлял, какой-то пункт наведения цели в окрестностях, поставить задачи для уничтожения, — говорит Ходаренок.
Как отметил наш собеседник, решать эти вопросы нужно в срочном порядке, так как Республика Татарстан — важнейший промышленный центр государства. В регионе, говорит Михаил Ходаренок, нужно начать активные действия по противовоздушной обороне.
Атаку дронов на Татарстан будет расследовать Следственный комитет России.