Происшествия «Петя не хотел лететь»: как 15 лет назад пилоты погибли, но отвели падающий вертолет от домов под Казанью

«Петя не хотел лететь»: как 15 лет назад пилоты погибли, но отвели падающий вертолет от домов под Казанью

Вспоминаем подробности трагедии 2008 года, в которой погиб личный пилот президента Татарстана

15 лет назад под Казанью потерпел крушение вертолет Ми-8, погибли 4 человека
Источник:

Прошло 15 лет с момента страшной трагедии — 26 октября 2008 года под Казанью, вблизи жилых домов, разбился вертолет Ми-8. Члены экипажа погибли, местные жители чудом остались целы. В годовщину авиакатастрофы редакция 116.RU вспоминает подробности истории о том, как одна ошибка привела к гибели четырех человек, отдавших свою жизнь, чтобы спасти десятки других.

Летные испытания

Воскресенье, 26 октября 2008 года. Транспортный вертолет Ми-8 производства Казанского вертолетного завода вылетает с базы в 13:00. На борту — пять опытных членов экипажа.

Всего 5–7 минут спустя после взлета, на высоте примерно 300 метров, вертолет начинает сильно кренить. Он резко теряет высоту, а пилоты — какое-либо управление. Внизу — поселок Новая Тура Зеленодольского района. Все дома — жилые.

В последние минуты жизни летчики проделали поистине ювелирную работу: они отвели вертолет от жилых домов и пролегающего рядом газопровода. Разбившийся вдребезги Ми-8 даже не задел линии электропередачи, рухнув прямо на дорогу между домами.

Как рассказывали 15 лет назад очевидцы, вертолет, подлетая к поселку на большой скорости, внезапно несколько раз перевернулся в воздухе и лишь потом упал.

От удара о землю Ми-8 развалился на куски, топливо вытекло из разбитых баков, машина загорелась. Металлическая обшивка корпуса, обломки лопастей, иллюминаторы — всё было разбросано в радиусе 10–15 метров.

Источник:

Вот что вспоминала очевидица произошедшего в разговоре с корреспондентом 116.RU 15 лет назад. Сначала местные жители услышали непонятный гул.

— Потом мы увидели в небе вертолет, — рассказала жительница Новой Туры Наталья. — Он как-то непонятно летел и потом просто рухнул на землю. Был взрыв, а потом — сильнейший пожар. У меня дети взрослые, они побежали туда, а я побоялась идти. Видела только, что пожарные и спасатели приехали быстро. Здесь было очень много машин и народу. Как мне потом рассказали дети, приехали какие-то спецслужбы и никого не подпускали к месту катастрофы.

По словам Натальи, местные жители давно привыкли, что над их головами каждый день летают вертолеты, и поначалу не испугались.

Источник:

Прибывшие на место сотрудники МЧС быстро потушили огонь. Спасать было некого — среди обломков обгоревшего судна были тела четырех членов экипажа: 56-летнего командира вертолета Петра Чумакова, 55-летнего штурмана Бориса Макаренко, 43-летнего бортинженера Фарида Хуснимарданова и 35-летнего ведущего инженера Максима Иванкова.

Единственный выживший

Второму пилоту — 43-летнему Ринату Галимову совершенно невероятным образом удалось спастись. По приказу своего командира Чумакова он выпрыгнул из падающей машины с парашютом. Но в тот момент до земли оставалось совсем немного, буквально 100 метров, парашют не успел до конца раскрыться, поэтому летчик сильно пострадал при падении.

Источник:

Галимов получил множественные переломы, в том числе и компрессионный перелом позвоночника. Его экстренно доставили в центр травматологии республиканской клинической больницы. Второму пилоту понадобилось много времени на восстановление после трагедии.

Вокруг авиакатастрофы сразу начали ходить многочисленные слухи. Кто-то высказывал предположение, что парашют в вертолете якобы был всего лишь один, однако Галимов опроверг это. Он рассказывал, что успел выпрыгнуть лишь потому, что ближе всех находился к двери, другим просто не повезло.

Погибших членов экипажа похоронили на кладбище на Сухой реке 29 октября. До этого в Доме культуры КВЗ с ними простились близкие, друзья и коллеги.

Источник:

Следствие и две версии случившегося

Следствие вел Межрайонный отдел Нижегородского следственного комитета на транспорте. Участие в экспертизе бортового самописца принимал Межгосударственный авиационный комитет, а авиационную комиссию по расследованию причин случившегося возглавил представитель Минтранса РФ.

С самого начала в работе следователей были две версии случившегося: либо отказ техники, либо ошибка пилота. Петр Чумаков, кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени, заслуженный летчик-испытатель, был одним из самых опытных пилотов Казанского вертолетного завода. Именно поэтому версия, что трагедия произошла из-за его ошибки, никак не укладывалась в голове всех, кто с ним работал. Не тот уровень, не тот опыт, чтобы совершить такую ошибку.

В далеком 2008 году корреспонденту 116.RU удалось пообщаться с одним из работников КВЗ, хотя им строго запретили разглашать какую-либо информацию о произошедшем. По информации анонимного собеседника, на предприятии ходили слухи, что погибший командир Чумаков чувствовал: с вертолетом что-то не так и он не готов к полету. Лететь пилот не хотел, но борт нужно было срочно сдавать, потому что заказчик очень торопился, и было решено все-таки направить его на облет.

Источник:

— Все пилоты были очень опытными, у всех семьи и дети. На заводе их очень любили, они работали здесь уже много лет, все переживают, информации о похоронах пока нет, — говорил тогда работник завода.

По его же словам, командир разбившегося борта Петр Чумаков был личным пилотом первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Следствие по делу длилось 2 года. После многократных сложнейших экспертиз в марте 2010 года и. о. татарского транспортного прокурора Руслан Цечоев озвучил имена виновников трагедии. Тогда же руководитель следователей Игорь Потапов назвал причины крушения вертолета.

Начнем с причины. В июне 2006 года слесарь неправильно закрепил тягу ручного управления вертолета. Сборщик нарушил важные требования чертежа, говорится в материалах дела. В дальнейшем при контроле качества сборки проверяющие не обратили внимания на просчет слесаря, не сверившись как следует с чертежами. В результате машину выпустили в эксплуатацию с дефектом конструкции, и гибель четверых человек была неизбежна.

Источник:

Отказ признать вину

Обвинение в итоге предъявили трем сотрудникам завода: слесарю-сборщику, мастеру участка, контрольному мастеру бюро технического контроля, а также двоим специалистам 576-го военного представительства. Их обвинили сразу по трем статьям: выпуск неисправного транспортного средства, что повлекло за собой смерть нескольких человек, причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда по неосторожности.

Подсудимые свою вину так и не признали, они пытались обжаловать приговор, заявляя, что после сборки потерпевший крушение вертолет был переоборудован другими людьми. В первый раз дело поступило в суд в марте 2010 года, однако спустя месяц его вернули следователям. Они провели дополнительное расследование и обвинение предъявили тем же лицам.

Источник:

В сентябре 2010 года Авиастроительный районный суд Казани признал всех пятерых виновными по всем статьям. Слесаря-сборщика Вячеслава Елсукова и контрольного мастера бюро технического контроля Наилу Ситдикову приговорили к 2,5 года колонии, одного специалиста военного представительства, Вячеслава Анохина, — к 2 годам колонии-поселения, мастера участка Наилю Кашапову и другого специалиста военного представительства, Руслана Уматкулова, — к 2,5 года лишения свободы условно каждого с испытательным сроком в 2,5 года.

В ноябре 2010 года они подали кассационную жалобу в Верховный суд Татарстана с просьбой оправдать их, дело вернули на новое рассмотрение. По итогу 1 июня 2011 года слесарю-сборщику и контрольному мастеру бюро технического контроля скостили сроки на полгода, а тем, кто был приговорен к условному лишению, сократили испытательные сроки.

«Они не будут забыты»

Журналисту 116.RU удалось пообщаться с одним из работников КВЗ, который не только прекрасно помнит события 15-летней давности, но и по сей день трудится в стенах завода. Он попросил не раскрывать его личность, так как его мнение о трагедии отличается от позиции руководства, и ему бы не хотелось иметь с этим проблем.

— Они должны были сто раз всё проверить, человеческий фактор, не зря Петр (Чумаков. — Прим. ред.) не хотел лететь, опытный летчик всегда чувствует такие моменты. Я знаю: потом выяснилось, что ребята, трое, почему-то не надели парашюты, не думаю, что их бы это спасло, Галимову только повезло, в рубашке родился, — вспоминает сотрудник завода. — Они не будут забыты, это уж точно, поверьте, да, новички эту историю, может, и не помнят, но мы, старожилы, в этот день всегда стопку в память о парнях поднимаем. Они настоящие герои! С Чумаковым мы много работали вместе, отличный мужик был, голос у него такой командный, но никогда палку не перегибал, настоящий профессионал своего дела.

Источник:

Также нам удалось пообщаться с еще одним хорошим знакомым погибшего командира вертолета Петра Чумакова — заслуженным летчиком-испытателем РФ Александром Смирновым. Он не только вместе учился с погибшим, но и отметил, что случившееся было одной из самых страшных историй крушения вертолетов на его памяти.

— Петя... Мы с ним вместе окончили авиационное училище в Сызрани в 1973 году. Уже 50 лет прошло с того времени... Он по-моему всегда работал на казанском заводе, труженик, очень много и хорошо летал. Такое счастье было, когда он звонил. Это был не первый полет вертолета, просто его срочно требовал какой-то то ли ВИП, то ли еще кто важный, поэтому нужно было испытывать быстро, — говорит Александр Смирнов. — Это абсолютно безобразный случай, за почти 40 лет моей карьеры это, наверное, второй такой ужасный случай. Нелепый!

Источник:

По словам Смирнова, вертолеты вообще падают не настолько редко, как может показаться обывателям, тут ничего удивительного, это как любой транспорт, который может сломаться, попасть в аварию. Однако история с Ми-8 в 2008 году удивительна именно тем, что трагедии можно было избежать, если бы люди хорошо выполняли свою работу.

— Настолько неграмотно, лениво поступил работник, который все эти детали закручивал, от вибрации всё и полетело... И люди погибли, разве это справедливо? У них не было никаких шансов — маленькая высота, скорость, там вариантов не оставалось.

Катастрофы Ми-8

Ми-8 — один из самых массовых вертолетов мира. Серийно их выпускают Казанский и Улан-Удэнский авиазаводы. И тот, и тот входят в холдинг «Вертолеты России». На таких машинах летают в более чем 100 странах мира.

И крушения Ми-8 явление нередкое. В 2018 — 7 случаев, в 2020 — 3, в 2022 — тоже 3. Причины крушений были совершенно разные. Самая крупная трагедия по числу жертв произошла 4 августа 2018 года. Вертолет потерпел крушение в Красноярском крае. На борту были 18 человек: 15 вахтовиков-нефтяников и 3 члена экипажа. Все они погибли.

Одна из последних трагедий, связанная с падением Ми-8, произошла 27 июля в Горном Алтае. Тогда частный вертолет загорелся при заходе на посадку в селе Тюнгур. Он задел электропровода, в результате погибли шесть человек, еще семеро пострадали.

Спустя всего месяц, 29 августа, под Челябинском у принадлежащего ФСБ Ми-8 отказала техника. Вертолет рухнул, находившиеся на борту три члена экипажа погибли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления