Сегодня, 10 июля, — годовщина страшной трагедии. Наверняка некоторые даже не вспомнят, кто-то о ней еще не слышал, но есть те, чью жизнь она перевернула, буквально разделив на до и после.
Ровно 11 лет назад на Волге затонул теплоход «Булгария». Тогда на борту находился 201 человек, включая членов экипажа. При том, что рекомендуемая вместимость теплохода была максимум 140 человек. По официальным данным, трагедия унесла 122 жизни. В том числе и жизнь капитана судна. Среди погибших оказались 28 детей. Виноватыми в случившемся считают экипаж судна. Именно из-за фатальной ошибки команды оно пошло тогда на дно.
Как всё было
Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен еще в 1955 году, то есть на момент трагедии судну было уже 56 лет. Возраст почти пенсионный. Несмотря на это, оно эксплуатировалось, и лето 2011 года не стало исключением. 10 июля «Булгария» с отдыхающими на борту вышла из порта города Болгар обратно в Казань. Погода в тот день стояла дождливая, а на Куйбышевском водохранилище и вовсе было объявлено штормовое предупреждение.
Однако пассажирам это не мешало. Люди беспечно проводили свой выходной, наслаждаясь летом и компанией друзей и родных. Кто-то отдыхал парами, многие были с детьми, некоторые хотели успеть куда-нибудь выбраться до рождения ребенка, пока семейные хлопоты не закружили их, — на борту «Булгарии» было много беременных женщин.
Из речного порта Болгара теплоход вышел около 12 часов дня. Присутствующие на борту планировали к вечеру быть дома. Но до точки прибытия в тот день было суждено добраться не всем. В 13 часов 30 минут «Булгария» затонула в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево.
Всё началось около 12:25, когда теплоход входил в левый поворот. На Волге поднялся сильный ветер. В результате «Булгария» значительно накренилась вправо и открытые иллюминаторы ушли под воду. В ту же минуту в отсеки судна хлынула вода. В тот момент большинство людей находилось в ресторане в носовой части теплохода. Они пили и ели, дети беззаботно бегали между столами. Но летящая посуда, инструменты и вещи прервали их веселье. На теплоходе началась паника.
В отчетах Ространснадзора говорится: чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15° влево. Но как итог это стало фатальной ошибкой. Крен судна увеличился. После этого уже все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта «Булгарии» погрузились в воду. В итоге судно опрокинулось на правый борт и затонуло за считаные минуты.
Единственное, что могли сделать люди тогда — прыгать в воду. Несмотря на время года, вода была холодной. Ноги и руки сводило судорогой, но пассажиры тонущей «Булгарии» пытались ухватиться за спасательные плоты, обломки теплохода, цепляясь за жизнь из последних сил. Мужчины спасали своих женщин и детей. Ситуацию осложняло то, что при крушении судна в воду вылился мазут, который стал еще одним сопротивлением для спасавшихся. Позже люди, которым удалось выжить, расскажут, что им даже не показали, где на теплоходе находятся спасательные жилеты.
«Они просто хотели отдохнуть»
Без тех самых жилетов остались в тот день Зухра Сабирова и ее 11-летняя дочка Эльвира из Казани. Сколько бы лет ни прошло, их родные никогда не забудут тот июльский день. Розы Гараевой, нашей собеседницы, на «Булгарии» не было, но там были родственники ее двоюродной сестры — те самые тетя и племянница.
Таких добрых и светлых людей, как Зухра, надо еще поискать, признаётся Роза. Женщина успевала работать, воспитывать двоих детей и помогать родственникам. Ее дочь Эльвира была очень любознательной. Роза рассказала нам, что девочка всегда задавала такие интересные вопросы, что она и сама иной раз не находила ответ.
В то лето Зухра и совсем юная девочка просто хотели отдохнуть. Женщина купила путевку на двоих. Мечтала увидеть, как будет рада дочь плыть на теплоходе по Волге. Сама Роза в тот день была у сестры, гостила у нее с субботы на воскресенье.
— Помню, в воскресенье была страшная гроза. Гремел гром и молния. Но быстро прошло. Сестра попросила встретить родственников вечером с теплохода. Мы договорились, и я уехала домой, — вспоминает Роза.
Но уже дома раздался тревожный звонок телефона. На том конце провода была сестра. Она сказала Розе, что с теплоходом, на котором плыли Сабировы, что-то произошло. Тогда сестра и ее родители поехали в местный речной порт, чтобы узнать хоть что-то. Информация об аварии только-только начала просачиваться в соцсети и на телевидение.
— Я была дома, смотрела новости и пыталась найти хоть какую-то информацию из соцсетей. Потом им (сестре и родителям. — Прим. ред.) сказали, что Зухру и Эльвиру спас другой теплоход. Та самая «Арабелла», — в рассказе Розы появляется надежда, что всё могло быть иначе.
Но на корабле Романа Лизалина Зухры и ее дочки не оказалось. Наша собеседница говорит, что и она, и ее сестра до последнего не верили, что могло произойти что-то плохое. С кем угодно, но не с их семьей. На утро они узнали, что шансов найти Зухру и Эльвиру живыми нет. А дома тем временем ждал маму старший сын Сабировых. «Булгария» оставила его сиротой.
— Конечно, это было страшно. Мозг отказывался в это верить. Как в нашей спокойной Казани могла произойти такая трагедия. Столько детей. Не знаю, отпустила ли [меня] эта трагедия окончательно. Наверно, просто стараюсь не думать. Но мне кажется, я помню каждого погибшего, — сокрушается Роза.
Она признаётся, что, если проходит мимо кладбищ в Киндери, обязательно заходит навестить могилы людей, чьи жизни унесла «Булгария». Иначе не может, чувствует, что обязана.
«Это я купил сыну и его невесте билеты на теплоход»
Еще один человек, с которым мы поговорили, — Наиль Джафарович Сейдгазов, мужчина уже преклонных лет. В той страшной трагедии он потерял не только своего сына Эльнара, но и его невесту Ирину. Наиль рассказал нам, что билеты на теплоход его попросил купить сын. Сами же Эльнар и Ирина были из Челябинска. Молодому человеку был 31 год. Он был сыном Наиля от первого брака. Бывшая жена вместе с сыном перебрались в Челябинск после развода.
— Эльнар и Ирина собирались пожениться, вроде как уже даже купили квартиру в Челябинске. Он привез ее в Казань не только познакомиться со мной, но и побывать в круизе на Волге. Мы делали с ним это часто в детстве. Видимо, это ему запало в голову. В день поездки мы его, конечно, проводили на теплоход. Тогда шел сильный дождь, теплоход должен был уйти в 8 часов, но сделал это позже, как раз-таки из-за погоды. А на следующий день мне позвонила племянница и говорит: «Ты слышал, что на Волге затонул какой-то теплоход». В интернете я увидел, что это «Булгария», — делится воспоминаниями Наиль.
После новостей о том, что «Булгария» затонула, они сразу же рванули в казанский речпорт, чтобы выяснить, что случилось и кто остался жив. К их приезду там уже было огромное количество людей. Они простояли в порту до позднего вечера, но ни власти, ни сотрудники МЧС не давали им полной информации о случившимся.
— А потом уже пришел теплоход «Арабелла», команда которого спасала тех, кто не утонул. Но на борту среди спасенных не было Эльнара и Ирины. Но до последнего момента мы надеялись, что они спаслись. Потому что многие говорили, что кого-то спасли местные рыбаки. А на второй день мы поехали в морг на опознание. Среди них мы и нашли наших Эльнара и Ирину. К этому моменту уже приехали ее родственники из Челябинска. После этого МЧС уже организовало специальный рейс в Челябинск, которым мы их отправили, — поделился Наиль.
Наиль Джафарович делится: когда он покупал билеты, никто и не подозревал, что «Булгария» находится в таком плачевном состоянии. Да и дата путешествия по Волге их полностью устраивала. Поездка должна была длиться всего три дня. Билеты были куплены на основную часть палубы в носовой части теплохода.
— В Следственном комитете нам показывали, где были найдены тела. Ирину нашли в каюте. Когда теплоход начал тонуть, у нее заклинило дверь и она не смогла выйти. А Эльнар, видимо, выходил покурить, и, судя по данным следкома, он бежал в сторону их каюты, — рассказал наш собеседник.
Поговорили мы с ним и про выплаты, которые пострадавшие родственники должны были получить от виновников трагедии. Как рассказал Наиль Джафарович, с каждого, кто оказался на скамье подсудимых, должны были взыскать по 200 тысяч рублей в пользу родственников погибших или пострадавших. Однако этих денег полностью так никто и не получил.
Наиль делится, что первое время еще приходили какие-то средства. Но потом судебные приставы прислали исполнительный лист, где говорилось, что с виновных невозможно взыскать деньги. Причина простая — с них попросту нечего было брать. А от средств, полученных из федерального бюджета, Наиль отказался в пользу своей первой жены.
— Когда вспоминаю всё это, то на душе кошки скребутся до сих пор, — говорит Наиль Сейдгазов.
Виновные уже на свободе
Последствия страшной катастрофы, по данным российского МЧС, ликвидировали 16 суток. Привлекли около 900 спасателей. На месте крушения работал и тогда еще глава МЧС Сергей Шойгу. Там же были и спасатели из Казани, но никто из них не захотел вспоминать те часы, проведенные на месте крушения. Все, к кому мы обратились, объяснили: это были очень страшные дни даже для спасателей. И честно признались, что вспоминать тот ужас просто не хватает моральных сил.
МЧС пишет, что в зоне бедствия в течение 4 дней круглосуточно работали 200 водолазов из разных городов. Они спали и ели тут же — на буксирах и теплоходе «Арабелла».
Круизный теплоход «Арабелла» и имя Романа Лизалина фигурирует в этой истории неслучайно. «Арабелла» оказалась единственным судном, не прошедшим мимо терпящей бедствие «Булгарии». Именно ее экипаж под командой Лизалина самоотверженно вылавливал из холодной воды тонущих. Кто знает, сколько жизней унесла бы Волга, если бы не он. Позже Роману Лизалину вручат орден Мужества. Остальным членам экипажа его судна — медаль «За спасение погибавших».
А вот капитанов сухогруза «Арбат» и толкача «Дунайский 66», которые прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария», привлекут к ответственности. Капитана первого, Юрия Тучина, приговорят к штрафу в 130 тысяч рублей, капитана второго, Александра Егорова, — к штрафу в 190 тысяч.
Но главные виновники трагедии тоже не остались без наказания. После крушения «Булгарии» было возбуждено несколько уголовных дел. Самый большой срок получила Светлана Инякина — директор агентства «АгроРечТур», которое взяло престарелую «Булгарию» в аренду. Ей дали 11 лет тюрьмы. Впрочем, отсидела она в общей сложности только 7 и вышла на свободу по амнистии к 70-летию Победы в сентябре 2018-го.
Родные погибших изначально считали приговор несправедливым, а когда узнали, что ее выпустили досрочно, и вовсе возненавидели Инякину. Сейчас ее личность окутана тайной и множеством слухов. Кто-то говорит, что она сменила внешность и пишет книгу, кто-то рассказывает, что она спокойно живет и работает в той же Казани.
Рамиля Хаметова, старшего помощника капитана «Булгарии», посадили на 6,5 года. Но он тоже вышел на свободу раньше этого срока — спустя 4 года 7 месяцев и всё по той же амнистии. Еще среди людей, получивших срок, был старший эксперт камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Именно он выдал старенькому теплоходу разрешение на эксплуатацию. Его приговорили к пяти годам тюрьмы. Но до колонии Ивашов так и не дошел. Благодаря амнистии его освободили условно-досрочно в зале Мотовилихинского суда Перми.
Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов тоже получили свое наказание. Первый был начальником казанского отделения Ространснадзора, второй — главным госинспектором того же ведомства. Их осудили за злоупотребление должностными полномочиями из «иной личной заинтересованности». Тимергазееву суд дал 6 лет колонии, Семенова приговорили к пяти годам.
Так или иначе все, по чьей неосторожности, жадности или, может, даже глупости погибло такое количество людей, уже на свободе и продолжают жить.
Чему научила «Булгария»
Кажется, такая крупная трагедия, всколыхнувшая не только Россию, но и мир, должна была чему-то научить отрасль. Сделать перевозки людей безопаснее, назначенных на высокие посты людей — ответственнее. Произошло ли это, мы спросили у главного специалиста по флоту компании «Адмиралъ» Сергея Мамонова. В судоходстве он не первый год и сам следил за изменением правил эксплуатации судов.
«Вам какую картинку обрисовать — красивую или правдивую?» — так начался наш с ним разговор. Мы попросили правдивую. Мамонов объяснил, что после крушения «Булгарии» ряд нововведений, конечно, произошел, но вот пошли ли новые правила на пользу — вопрос большой.
Например, появился дополнительный документ, который называется «Технический регламент безопасности общественного водного транспорта». Он должен был прийти на смену старым «Правилам технической эксплуатации судов».
— И он пришел, но если предыдущим документом было как минимум удобно пользоваться, то «Технический регламент» с этой точки зрения абсолютно нежизнеспособный документ, им пользоваться неудобно. Чтобы найти в нём что-то, замучаешься листать. Слава богу, в электронном виде есть, так хоть что-то в нём можно найти, — сказал наш собеседник.
Проблема нового документа, со слов специалиста, в том, что он включил в себя множество запретов и рекомендаций из других документов, отчего стал слишком объемным.
— Получился такой монстр, которого, извините, без стакана понять просто невозможно. Вот знаете, есть такая особенность в наших законах: когда их читаешь, по отдельности все слова понятны, но когда вместе — смысла нет никого совершенно, — признаётся Мамонов.
Кроме нового технического регламента, в 2018 году появились новые правила плавания, новое положение о дипломировании, положение о минимальном составе и еще ряд новых документов. Мамонов объясняет: именно в их огромном количестве кроется множество подводных камней, которые не то чтобы способствуют, но как минимум могут привести к повторению «Булгарии».
Например, в новых правилах перевозок пассажиров написано, что капитан в ближайшее время после отправления должен провести с пассажирами инструктаж по получению и надеванию спасательных жилетов.
— Это, конечно, правильное требование, согласен. Но встречный вопрос: а что, когда теплоход отправился в рейс, капитану заняться совсем нечем? И это мы говорим сейчас про транспортные теплоходы, а есть еще и прогулочные, на которых экипаж — 2–3 человека. То есть капитан, он же единственный судоводитель, и двое из рядового состава. Но в правилах-то написано, что это должен сделать капитан. Он что, должен бросить штурвал и идти показывать, как жилет надевать? — недоумевает от новых правил Мамонов.
Также после трагедии были внесены изменения в «Кодекс внутреннего водного транспорта». Появилась еще одна контролирующая структура — Инспекция государственного портового контроля. Но структура, со слов специалиста, получилась совершенно «беззубая».
Дело в том, что запретить теплоходу плыть по тем или иным причинам они могут, но вот прийти для проверки того же самого судна по собственной инициативе — нет. Специалисты инспекции проверят водный транспорт, только если их вызовет сам судовладелец или если на судно поступила жалоба от пассажира.
— Эта структура не может контролировать соблюдение правил плавания, что по идее должен делать Ространснадзор. Но Ространснадзор не может этого делать, потому что Инспекция портового контроля стоит выше. Понимаете, получился конфликт законов, — объясняет Мамонов.
Но настоящая бомба, в действии которую мы сможем увидеть в будущем, — новое положение о дипломировании, которое появилось пару лет назад. Забегая вперед, хочется сказать, что оно облегчает получение диплома судоводителя, но при этом новые кадры могут быть менее квалифицированными. А ведь именно ошибка экипажа привела к тому, что «Булгария» 11 лет назад пошла на дно.
Объясняем. Раньше человек, окончивший учебное заведение, получал диплом 3-го помощника капитана. В этой должности самостоятельно вахту он не несет, работает рядом с капитаном, набираясь опыта. По прошествии времени, по закону через год, он может получить удостоверение более высокой категории и стать вторым помощником капитана. Этот ранг позволяет нести самостоятельную вахту и отвечать за судно. Как правило, в этой должности он проводит 2–3 года, потом становится первым помощником капитана, а потом уже и самим капитаном.
— Новое положение о дипломировании фактически эту градацию убрало. Теперь у нас нет третьих и вторых помощников, а только помощник капитана, потом старпом и капитан. То есть человек, закончивший среднее учебное заведение, может получить диплом помощника капитана, и на основании этого документа его можно поставить нести самостоятельную вахту, — объясняет Мамонов.
Это может привести к тому, что к рулю судна придут недостаточно квалифицированные люди. Подобная ситуация и была на «Булгарии», где недавний выпускник речного училища был на должности электромеханика. Именно этот человек, как рассказывает наш собеседник, отключил питание генераторов, чем фактически обездвижил судно во время шторма. Правила судоходства делать это без доклада на капитанский мостик запрещают.
— У него не было опыта, он не мог занимать должность электромеханика. Помощника — да, но не электромеханика. Он просто не знал службы, но при этом он мог что-то сделать. Если бы двигатель не был остановлен несвоевременно, не исключен вариант, что теплоход мог дотянуть до ближайшей отмели. А этим положением о дипломировании мы фактически сами себе вырыли яму, чтобы «Булгария» повторилась еще раз, — уверен специалист.
Относительно рабочих кадров судохождения высказался и другой наш собеседник. Он в этой области работает всю жизнь и знаком со всеми механизмами изнутри как никто другой. Мужчина пожелал остаться анонимным, но рассказал нам, что сейчас флот в стране в принципе держится исключительно за счет старых кадров, уровень современных специалистов отрасли его удручает. Пока есть старики — теплоходы ходят, уйдут они — закончатся и теплоходы, сказал мужчина.
— Я считал и считаю, что техническое состояние теплохода [«Булгария»] — это важный момент, но то, что произошло потом… Мне кажется, было совершено настоящее преступление, — говорит наш собеседник. Теплоход специально уронили на палубу, чтобы скрыть какие-то серьезные замечания или наоборот, чтобы они появились. Для того, чтобы никто никогда не узнал правду.