Вместо сигнала тревоги на борту стремительно идущего ко дну судна продолжала играть музыка. Матросы уже прыгали за борт, а отдыхающие еще только в недоумении выглядывали из кают, чтобы узнать, в чем дело. Шокирующие подробности воскресной катастрофы на Куйбышевском водохранилище сообщили сегодня корреспонденту 116.ru уцелевшие пассажиры затонувшего теплохода.
В свой последний рейс «Булгария» отправилась из Казани в субботу в семь вечера. Это был прогулочный двухдневный рейс до Булгара. В старенький теплоход загрузились почти 200 человек (до сих пор точно неизвестно, сколько пассажиров было в тот день на борту — среди пострадавших на сегодня обнаружены уже шестеро безбилетников). Около двух дня на расстоянии 3 км в Камско-Устьинском районе близ села Сюкеево судно начало тонуть. Оно ушло на глубину 20 метров в Куйбышевском водохранилище.
«В панике люди отталкивали друг друга от плотов»
У причала №9 в речном порту Казани дежурит скорая, воздух пропитан запахом валерьянки, со всех сторон слышны рыдания. С утра здесь находятся родственники пропавших без вести и сами пострадавшие. В пришвартованной к причалу «Москве» работает штаб социальной и психологической помощи.
«Я вернулся из ресторана в каюту, когда почувствовал что-то неладное, — вспоминает чудом спасшийся пассажир «Булгарии» Руслан Забиров. — И тут я вижу, как графин накренился на один бок. Кинул жене и ее подруге спасательные жилеты и крикнул: «Тонем! Спасайтесь!» Но они мне не поверили и послали узнать, что творится на палубе...»
Руслан вышел в коридор, где его накрыло водой. Как его выбросило с корабля, он не помнит. Жены рядом не было, с трудом удалось доплыть до спасательного плота...
«Там была такая паника! Команда корабля даже сигнал о тревоге не объявила, матросы первыми сами попрыгали в воду! В каютах музыка играла, раздался какой-то странный треск, и корабль ушел на дно за минуты».
По рассказу Руслана, оказавшиеся в воде люди чуть не утопили спасательные плоты. В панике они отталкивали друг друга, стараясь во что бы то ни стало влезть на единственное средство спасения.
«Мы вдвоем еще с одним парнишкой черненьким помогали людям забираться на плот. Вода была вся в мазуте, скользко, да еще и кругом такой хаос, ужас, плач и крики. Мимо нас прошли два судна, мы сигнальные факелы зажгли, махали им, но они нас не взяли на борт».
Соединив четыре плота вместе, около 70 человек провели в холодной воде почти два часа, пока их не подобрал проходивший мимо теплоход «Арабелла».
В этом путешествии Руслан потерял беременную жену. Лия Забирова сейчас числится в списках без вести пропавших.
«Мы должны были 13 числа идти узнавать пол ребенка, — не скрывает слез мужчина. — 1 июля у нас была годовщина свадьбы, дома остался с родителями еще один ребенок».
11-летняя Юля успела спасти родителей. Девочку до сих пор не нашли
Катастрофа на Волге разъединила семьи, но никто на девятом причале не осмеливается вслух произнести слово «погиб». Вместо этого, если тело не нашли, используется гладкая формулировка «пропал без вести». Хотя все понимают: шансов на чудесное спасение у тех, кто до сих пор не найден, практически не осталось.
«Я вышел на палубу покурить, качало сильно, помню, и была гроза, — рассказывает 116.ru пассажир «Булгарии» Николай Чернов. — Даже затянуться не успел, как меня смыло волной! Оказалось, повезло. Спаслись как раз те, кто был на палубе и упал за борт либо сам успел выпрыгнуть с тонущего корабля...»
Жена с внуком Чернова остались в каюте...
Наталью и Николая Макаровых спасла 11-летняя дочь. Юля кинула родителям жилеты, а сама уже не успела выбраться из водного ада. Когда «Булгария» тонула, образовалась воздушная пробка, которая отбросила дочь от матери. Большинство остальных ребятишек — около 50 человек — в момент катастрофы оказались собраны в одном месте.
«На теплоходе было очень много детей, — рыдает Наталья Макарова. — Их как раз за несколько минут до трагедии увели в детскую комнату аниматоры».
Юля Макарова по-прежнему числится в списках пропавших без вести.
«У нас Люда пропала, моя двоюродная сестра, — рыдает молодая женщина, наотрез отказавшаяся сообщать свое имя. — Мужа вчера подняли, а её самой нигде нету».
По словам безутешной женщины, она так и не могла узнать в справочной 09 телефоны горячих линий. Пришлось срываться прямо с работы и ехать в речной порт, чтобы узнать хоть какую-то информацию.
«У моей жены на том теплоходе была двоюродная сестра с мужем. Лиля Шагимуллина. Её супруг Фанис спасся, — сообщает мужчина. — Он сейчас дома, молчит...»
«На 12 часов дня к нам обратились за помощью 18 человек, — рассказали 116.ru психологи, работающие в штабе. — Людям просто нужно выговориться. Но есть и те, кто просто молчит. И у большинства, конечно, шоковое состояние».
Безбилетников обнаружили лишь после затопления
Сейчас в правительстве республики решается вопрос о выплате компенсаций. «Родственники пострадавших размещены в гостиницах. Иногородним пострадавшим, в том числе спасшимся членам пермского экипажа, сотрудники УФМС помогают восстанавливать документы, которые были утеряны во время крушения, — сообщил 116.ru министр труда, занятости и соцзащиты РТ Айрат Шафигуллин. — Специальная комиссия сейчас устанавливает сумму компенсаций пострадавшим в этой катастрофе. Шансы найти еще живых людей очень велики, спасательные работы продолжаются».
Следователи до сих пор не могут установить точно, сколько человек было на борту. По уточненным в очередной раз данным (16:00), в команде насчитывалось 35 человек, зарегистрированных по путевкам пассажиров — 148. Но кроме них на борту находилось как минимум 25 безбилетников. Сейчас уже точно известно, что судно было перегружено, но только ли из-за этого случилась катастрофа?
В блогах заговорили о том, что пассажиры теплохода требовали от капитана прекратить рейс, поскольку судно шло с большим креном и на одном двигателе. В бурю теплоход могло перевернуть волной, а на плаву теплоход находился еще несколько минут. Это обстоятельство, по главной версии следствия, и привело к катастрофе.
На «Булгарии» по техническому регламенту могло находиться не более 120 человек. Суда этого проекта могли вмещать 233 человека, но это судно после модернизации имело всего 140 пассажирских мест. И на весь теплоход было всего 2 спасательные лодки.
Примечательно, что в этом году перед началом навигации теплоход 55 года выпуска прошел обязательное техническое освидетельствование. При этом, по словам специалистов, судно должно было встать на прикол еще в 2007 году, но потом теплоход, принадлежащий ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», стало менять субарендаторов одного за другим. Складывается впечатление, что из старой посудины хотели выжать максимум. А арендаторы ее попросту футболили, не желая надолго связываться с отслужившим свое плавсредством. Судно фактически держалось на плаву благодаря механикам, которые постоянно латали теплоход.
Сами пассажиры, которым доводилось отдыхать на «Булгарии», свой вердикт выносили уже неоднократно. Вот, например, дословный отзыв с одного из форумов: «Что касается технической стороны судохода — это вообще КАРАУЛ! Как можно было его выпускать?! Как выразился один отдыхающий в книге жалоб и предложений: «Это корыто годится лишь для перевозки скота!» (дословно). Напрочь отсутствуют текущий и капитальный ремонт. Проблемы начинаются, простите, с сан.узлов и заканчиваются работой двигателя. То у нас смог, то вода куда-то просочилась, — одно сплошное приключение!»
Специалисты ситуацию с «Булгарией» оценивают пока более сдержанно.
«Надо разбираться в том, как судовладелец выпустил теплоход в плавание, — пояснил 116.ru капитан Николай Баженов. — Ведь там авторитетные комиссии были, у них есть акты. Некоторые критикуют перевозчика. Но если у владельца были акты о том, что теплоход годен к использованию?! В данном случае он руководствовался, я думаю, актами, выданными солидными компаниями. Так что нужно дождаться заключения государственной комиссии.
...Я неоднократно участвовал в модернизации и ремонте судов. Все начинается с исследования корпуса. После этого начинаются сварочные работы. Если какой-то участок вызывает сомнения, покрытие на нем срезается погонными метрами и потом заменяется на новое. Как делалось это на «Булгарии», я не знаю. Но уверен в одном — требования российского речного регистра очень строго соблюдаются. Любой судовладелец скажет, что сдать судно комиссии весной перед навигацией или после ремонта очень тяжело. А нового флота у нас нет. Все лайнеры 50–60-х годов, и самые последние — 80-х годов прошлого века».