Мой дом Проклятый старый дом. История трех пенсионерок, которые живут в полуразваленном бараке в центре Казани

Проклятый старый дом. История трех пенсионерок, которые живут в полуразваленном бараке в центре Казани

Они купили здесь квартиры 40 лет назад

Этот дом был построен в 1917 году

Эти дома в центре Казани можно заметить не сразу. Они давно спрятались за стройными рядами новеньких многоэтажек. Увидев их, кажется, что остались они тут по ошибке и уже дожидаются своего сноса. Но нет, этот двухэтажный дом 1917 года постройки заселен. Его жильцы купили свои квартиры еще 40 лет назад. И всё это время они жили и продолжают жить без удобств. Вместо воды в кране — колонка на улице, вместо душа и туалета — нужник в общем дворе.

Мы сходили в гости к жильцам дома № 8 по улице Хади Атласи, чтобы узнать, как пенсионеры не живут, а выживают в этом дырявом бараке с прогнившим подвалом, пока власти города закрывают на эту разруху глаза.

«Когда идешь к окну, чувствуешь, что идешь вниз»


У покосившихся деревянных ворот, с крючком вместо надежной щеколды, нас встречают две бодрые пенсионерки — Нина Киндаева и Гульфия Шафигуллина. Они обе и еще одна женщина живут в этом доме. Обшарпанные стены, старые окна и сгнившие сараи — всё это открывается перед нашими глазами после их приглашения войти во двор.

Дом окружают старые деревянные постройки — кривые дома, пустые сараи

Проходим дальше. Женщины знакомят нас со своим скромным бытом. В 21-м веке они всё еще набирают воду из колонки возле дома и ходят в уличный туалет. Душ или баня — по расписанию. Либо у родственников, либо общественная, а она уже 300 рублей стоит, жалуются женщины.

— Когда пандемия была, это для меня вообще был шок. Нельзя ведь было из дома выходить, а мыться-то мне где? Я же к родственникам хожу. Раньше с маленькими детьми ходили в общественную баню, — рассказала нам Гульфия Шафигуллина.

Воду в дом женщины несут в больших количествах — на колонку надеяться нельзя. Однажды летом у их колонки унесли ручку. В водоканале им тогда сказали, что такой ручки у них нет. Женщины некоторое время жили без воды. Потом к их дому всё же подъехала цистерна. После починили и колонку. А вот зимой вода в ней и вовсе замерзает.

Всю свою жизнь жители дома на Хади Атласи, 8 пользуются колонкой возле дома

Нас приглашают в дом. Поднимаемся по прогнившим ступенькам, заходим в холодные сени. Помимо запасов воды, можно увидеть спортивные снаряжения внуков — мячи, ракетка для бадминтона. Рядом стоит газовая плита. Но ей пользуется уже Гульфия. Готовит пенсионерка прямо здесь, в сенях, круглый год — и зимой в мороз тоже. Кроме газа в доме есть электричество. Но на этом всё. А вот коммунальные платежи жителей на Хади Атласи, 8 удивляют. За газ и электричество каждая из женщин в среднем платит по 4 тысячи ежемесячно.

Одна сторона дома забита брезентом, через дыры в стене уходило тепло

— Пенсию получишь, и не знаешь, куда такие деньги девать. Ни то за квартплату отдать, ни то продукты купить, — говорит одна из женщин.

А суммы такие набегают из-за круглогодичного отопления. Иначе в дырявом доме будет попросту холодно. Одна стена барака и так забита брезентом — дуло уж больно сильно, делятся пенсионерки. К тому же, если не топить, вся сырость подтопляемого подвала поднимается в их квартиры. Даже сейчас дышать в сенях тяжело — воздух спёртый, специфический.

Пенсионерки несут воду из колонки и в ведрах, и в бутылках

Проходим дальше в дом. Все полы в квартире застелены коврами, обои тут и там отклеились, а по стенам ползут трещины. Больше всего удивляет то, что дом заметно кренится влево.

— Да, когда тут идешь, к окну, чувствуешь, что идешь вниз. Обои я подклеиваю каждый месяц, из-за сырости всё бестолку, — делится Гульфия о состоянии своего дома.

Из-за разрушившегося фундамента дом наклонен влево
Из-за сырости, идущей из подвала, обои в доме можно подклеивать хоть каждый месяц
Квартиры в этом доме не похожи на типичные дома казанцев

«Дети не смогли сами спастись из затопленного подвала»


Обстановка в квартирах женщин не привычная для казанских домов. Узкие двери, деревянные потолки, старые обои и рукомойник на треснувшей стене. Помещение больше похоже на старый летний домик, никак не пригодный для проживания зимой. Мы возвращаемся на улицу. Женщины быстро показывают туалет — деревянная избушка с выгребной ямой. Сложно поверить, что такие еще можно встретить в Казани. Еще и в самом центре одного из самых продвинутых городов России.

Но нормальный туалет в этом доме сделать, собственно, и нельзя. Всё из-за ветхого подвала, объясняют нам женщины. Как и провести воду, которая раньше в их доме была. Еще в нулевые ее провели местные жители своими силами. Но после несчастного случая, когда подвал их дома затопило, вода в трубах зимой замерзла, и ее отключили.

Уличным туалетом во дворе дома пользуются все его жители

Как раз подвал этого барака и является проклятием его жителей. Нас приглашают спуститься и туда. Идем вниз по массивным ступенькам, в нос бьет запах плесени. Всё, что мы увидели дальше, больше напоминает декорации к фильму ужасов. Тогда женщины и рассказали нам, что раньше, на Хади Атласи, 8 проживали 4 семьи. Одна из них жила в этом подвале, там была полноценная квартира. А переехали из нее бывшие собственники цокольного этажа в 2007–2008 году, когда весь дом потряс несчастный случай, вспоминает Нина Киндаева.

Тогда окна подвального этажа не выдержали напора ливня и вся вода с дороги хлынула в дом. Родителей дома не было, а вот двое мальчиков самостоятельно спастись не смогли. Их вытащили вовремя подоспевшие соседи, разбив окна подвала. Просушить после такого квартиру не удалось, рассказывают местные. Вода не достигла потолка всего 10–15 сантиметров.

Раньше на цокольном этаже была полноценная квартира

Но даже после такого спокойно съехать из дома семья не могла. По словам наших собеседниц, новое жилье удалось выбить только через суд. Сначала власти города настаивали, чтобы собственники делали в подвале ремонт и жили, как раньше. Но в суде затопленные казанцы свои права отстояли. Им дали новую квартиру.

После этого случая дом затопляло еще не раз. Но последствия каждого потопа жители убирали сами, нанимая людей и откачивая воду речным насосом. Единственные обитатели, которые рады такому подвалу — крысы и мыши, рассказывают пенсионерки.

А после очередного затопления у дома и вовсе треснула стена. С левой стороны здания пришлось поставить металлический стержень, на котором сейчас и держится половина строения. К тому же постоянная сырость от непросыхающего подвала и новых потопов разрушает фундамент здания. Сейчас пенсионерки, как они говорят, живут на пороховой бочке, опасаясь, что однажды их дом упадет вместе с ними.

Затопившая дом вода едва не достала до электрической проводки

— У меня есть маленькие внуки. Одна еще в садик ходит, другой — первый класс заканчивает. Конечно, они ходят к бабушке в гости. Иногда я оставляю их у себя, когда они болеют, например. А куда деваться-то? У них полжизни здесь, — рассказала Гульфия.

«Вон, напротив нас какой элитный дом стоит»


Но власти Казани, кажется, предпочитают не замечать ни прогнивший фундамент дома, ни пенсионеров, которые вынуждены круглый год буквально отапливать улицу и ведрами носить воду из колонки. После того, как их подвал затопило и проживающая там семья съехала, цокольный этаж на Атласи, 8 отошел в муниципальную собственность. Согласно свидетельству государственной регистрации права, треть дома теперь принадлежит городу. И жильцы не раз писали в администрацию с просьбой починить им подвал. Но их не слышат, жалуется Нина.

По бумагам у дома 3 владельца

— Они говорят, что у нас два этажа частные, мол, мы сами [ремонт] делать должны. Внутри-то, в своем доме, мы, естественно, следим, но подвал-то муниципальный. Это же фундамент, а он весь сыпется. Что мы, пенсионерки, можем сделать? Пишем, и один ответ — частная собственность, ремонтируйте сами, — рассказала жительница квартиры на втором этаже Нина Киндаева.

По словам женщин, делать ремонт в этом доме можно хоть каждые полгода, после весны дом опять кренится, а по стенам идут новые трещины. Пенсионерки с радостью и распрощались бы со своим жилищем, но продать свои квартиры они тоже не могут.

— Застройщики приходят, смотрят, спрашивают, а разрешения им не дают. Причину администрация не называет. У нас же место здесь вообще шикарное — центр, тишина. Вон, напротив нас какой элитный дом стоит. А напротив него — трущоба. Стыдно уж, наверное, должно быть, — рассказывает Нина.

До самых холодов жители дома держат подвал открытым — проветривают помещение

Пенсионерки фантазируют, что на месте их старого дома можно было бы разбить детскую площадку или общественное пространство. Ведь ближайший в округе парк — Парк Горького.

Женщины обращались и к Путину. Но все письма, как это принято, спускают вниз по иерархии. От Путина его отправили к Минниханову, оттуда в исполком, следом в администрацию. А ответы администрации района пенсионерки выучили уже наизусть. А мы, в свою очередь, просим все контролирующие ведомства обратить внимание на условия жизни трех казанских пенсионерок, их аварийный дом и бездействия властей.

На улице несколько ветхих домов, но в большинстве из них никто не живет
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем