Мой дом Авто Как я отказался от автомобиля

Как я отказался от автомобиля

«А сколько проезд стоит?» Все те же 12 рублей. Вывернув руку через сиденье, отдаю мелочь. Водитель, вроде, нормальный: под слоем небритости скрывается славянин. Это было вчера, в день отказа от автомобиля...

«А сколько проезд стоит?»

Все те же 12 рублей. Вывернув руку через сиденье, отдаю мелочь. Водитель, вроде, нормальный: под слоем небритости скрывается славянин.

Это было вчера, в день отказа от автомобиля. В прошлом году я жил в 4,3 километра от работы и ходил пешком, наматывая по 200 километров в месяц. Сейчас живу в два раза дальше и за несколько месяцев ни разу не отказывался от машины. Но сегодня есть повод прокатиться на маршрутке.

Эх.... Как я ненавижу «газели» за их рабские салоны, за неестественно громкое: «На следующей остановите!», за эту вынужденную интимность с чужими людьми. И за колхозные наклейки: «Жену ты можешь не любить и алименты не платить, не пить, не жрать, не спать, не ждать, но свой проезд, блин, оплатить».

Есть в пассажирах маршруток что-то характерное – уголки губ опущены, мимика отсутствует, взгляд слоняется по пейзажу за окном или ногам пассажиров, руки – в замке. Из 11 седоков под это описание подходят шесть, включая меня.

А еще обувь. Она разная – есть сапожки из светлого кожзама, есть черные полуботинки, есть рыжие туфли (мои), но объединяет одно – пошорканное состояние. Сетка царапин видна даже под слоем крема.

Через пару остановок входят две барышни. Сидячих мест уже нет. Сотрудник МВД рядом со мной вставать не будет. Противная ситуация. Надо уступить, но невысоким девушкам легче стоять в полуподвале «газелевского» салона, чем мне или тому же сотруднику в погонах. Этот дурацкий стандарт – уступать место женщинам – он ведь разрабатывался в домаршруточные времена? Стоит ли вообще поощрять нарушителей правил? И все-таки организм почти против воли уступает место и занимает положение, которое в народе обозначают названием съедобного членистоногого. Девушки выходят, заходит тетушка с ярко-красной сумкой и пожилая женщина. Можно сесть, но жалко рушить свой позитивный имидж. Я ведь тщеславный.

Средняя скорость поездки на машине – 13 км/час. 8,6 километра до офиса я покрываю за 40 минут. Сегодня добрался на пять минут позже обычного. В чувстве потока маршрутчикам не откажешь: они всегда в быстром ряду, и не каждый водитель «сделает» маршрутку в час пик даже с учетом остановок.

Теоретически я могу ездить без пересадок, тратя в оба конца 24 рубля. А теперь посчитаем, во сколько обходится счастье быть автомобилистом. Страховка – 31 тысяча в год, техобслуживание – 10 тысяч в год (примерно), стоянка – 40 рублей в сутки, бензин при расходе 11 л/100 км – 40 рублей в день (если ездить только до работы и обратно). Приводим к общему знаменателю из расчета 250 рабочих дней в году: 124+40+40+40=244 рубля в день. По сравнению с маршруткой переплата 55 тысяч рублей в год. Причем без учета потери стоимости машины, которая измеряется примерно той же величиной. В принципе, можно ездить на такси – выйдет не дороже.

Я люблю независимость от машины. Когда утром втискиваешься в ее промозглый салон – начинается рабочий день. Ты уже принадлежишь офису, включаешься в суматошный ритм города, планируешь дела. Но если добираешься своим ходом – есть еще час свободного времени, когда можно думать о чём хочется. Мечтать, например. Или слушать плеер. Или фотографировать. Плюс, меньше шансов ожиреть и заработать геморрой.

Я против культа автомобиля. В России он особенно ощутим. Если у тебя нет машины, ты лузер (убедитесь в этом на встрече одноклассников). А вот если даже до помойки ездишь на машине – ты водитель-ас (такие асы еще любят истории, что по пьяни скорее упадут под забор в пешем состоянии, чем совершат аварию за рулем). Если у тебя скромное авто – быстрее за автокредитом. Если машина круче тебя самого – нужно поигрывать брелком в очереди, чтобы посетители «Пятерочки» осознали твой статус.

Глупо, ей богу. Я знаю множество интересных людей, которые не имеют прав, но не выглядят неудачниками. К примеру, недавно познакомился с советником председателя ЗСО Борисом Мизрахи. У него есть права, но автомобиль он почти не водит и при необходимости пользуется служебным. А на работу ездит на трамвае – достойная позиция для человека, который легко выбьет себе персонального шофера.

Мне ближе концепция целесообразного использования машины – лучше реже, да лучше. В расчлененном светофорами городе от вождения не получаешь удовольствия, и уж если садиться за руль ради какого-никакого драйва – лучше вечером.

День отказа от автомобиля (Car free day) получил международный статус в 2000 году, и его концепция достаточно интересна. Естественно, все началось с гиперавтомобилизированной Европы, где родилась теория, что многие используют автомобиль без особой нужды, по инерции. Решили сделать 22 сентября днем, который нужно распланировать так, чтобы обойтись без машины. Но главное – в этот день рекомендуют заняться рефлексией, то есть фиксировать свои перемещения и связанные с ними эмоции, чтобы сделать вывод – до какой степени автомобиль нужен на самом деле. Чем я сейчас и занимаюсь. Кстати, коллектив авторов идеи причисляет автомобильную зависимость к одной из форм наркомании.

Но знаете что? Отказ от автомобиля романтичен с позиции праздного человека, которым я бы хотел стать, но не могу из-за семьи, ипотеки и амбиций. А если смотреть на вещи реально, даже 55 тысяч рублей и 360 килограмм углекислого газа, которые я ежегодно выбрасываю на ветер, не заставят меня отказаться от автомобиля. Не выгодно и муторно. Дело даже не в лени – мегаполис не приспособлен для пешей жизни. Когда я ходил через мост на Свердловском проспекте, то глотал токсинов больше, чем заядлый курильщик. Идеальный вариант – велосипед, но для него нет специальных дорожек, а педальные братья, лавирующие вдоль обочин, лично меня бесят.

Общественный транспорт развит количественно, но не качественно – заработав на «газелях» состояние, «Группа ГАЗ» так и не удосужилась выпустить автомобиль с более-менее приемистым мотором, автоматической коробкой передач и заводским газовым оборудованием (пусть переименуют себя в Группу «Бензин»). Я поддерживаю критику нерадивых маршрутчиков, но они, как и я, имеют семьи, ипотеки и амбиции, поэтому вынуждены принимать деньги, придерживая сдачу подбородком, переключая передачи и рассказывая пассажирам о нюансах маршрута. Они играют по негласным правилам, которые им установили сверху. Традиционный общественный транспорт в большинстве российских городов мало изменился со дня моего рождения – есть вкрапления новых моделей троллейбусов и трамваев, но в целом – те же семидесятые.

А еще, если нация откажется от автомобилей, она сопьется. Я не нашел статистики, но почти уверен, что количество выпивающих днем коррелирует с уровнем автомобилизации.

В общем автомобиль хоть и не является жизненно важной необходимостью, пока остается оптимальной формой передвижения по мегаполису. Автомобильным сайтам это, конечно, выгодно. Выгодно ли вашим легким? Вряд ли.

Интересно, кроме меня кто-нибудь вчера отказался от автомобиля сознательно?

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления