Можно констатировать еще одну небольшую победу народных масс, выступавших против попыток правительства запретить ввоз в Россию праворульных автомобилей – правый руль остается.
Напомним, что запрет на импорт подобных машин был прописан в техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств». Разработчик регламента Минпромторг мотивировал необходимость такого шага требованиями безопасности. Однако жители России, особенно ее восточной части, выступили с многочисленными акциями протеста, подчеркивая, что истинным мотивом запрета «праворуких» является защита АвтоВАЗа от внешней конкуренции.
Теперь президиум правительства после изучения регламента исключил из него «знаменитый» пункт 8, запрещающий правый руль. Внятных объяснений, почему сейчас его вдруг признали безопасным, нет, из чего можно сделать вывод, что правительство просто уступило населению.
Впрочем при резко подорожавшей относительно рубля йене и возросших таможенных пошлинах, которые не отменили 1 сентября, ввоз праворуких автомобилей и так снизился более чем на порядок. Поэтому отмену прямого запрета можно расценивать как утешительный приз – в текущих условиях везти японскую не так выгодно, как прежде. Правительство и население нашли компромисс.
Вместе с тем, в регламенте остаются другие не вполне однозначные пункты. Например, запрет на автомобили с нерусифицированным интерфейсом, который для ввозимых машин должен вступить в силу с 2011 года, для эксплуатируемых в России – с 2013 года. Подобное требование к «официальным» автомобилям более-менее понятно и оправдано, но что делать с иномарками, выпущенными не для России? Подавляющее большинство из них если и имеет мультиязычный интерфейс, то русский в списке доступных языков встречается редко. Под интерфейсом понимается не только комбинация приборов, но и бортовой компьютер, а также другие системы, информирующие водителя о работе автомобиля, и русифицировать автомобиль народными средствами практически невозможно. А значит, речь идет о полном запрете многих подержанных иномарок по весьма спорной причине.
В Минпромторге уверены, что в критической ситуации человек скорее отреагирует на надпись на родном языке, но часто ли в критической ситуации вы читаете показания бортового компьютера или разбираетесь, в каких единицах проградуирована шкала тахометра? Тем более, когда человек покупает подержанную иномарку, он осознает ее иноязычность, поэтому вполне может уделить время, чтобы разобраться со списком стандартных надписей и сообщений. Тем более, большинство важной информации выводится в интуитивно понятном виде – температура двигателя, давление масла, контрольные лампы ABS и подушек безопасности, check engine. В конце концов, полной защиты от дурака не существует.
Или пункт, обязывающий любого иностранного изготовителя автомобилей или запасных частей иметь лишь одного своего представителя на территории России, что создает отличные условия для монополизации деятельности многих компаний. Собственно говоря, многие представительства иностранных автофирм давно мечтают о том, чтобы полностью сконцентрировать в своих руках поток автомобилей (как новых, так и б/у) и запасных частей для конкретной марки. Прецеденты уже есть: в декабре 2007 года на таможне был арестован Porsche Cayenne предпринимателя Владимира Орлова, и впоследствии машину конфисковали у него окончательно по решению суда. Причина – ввоз в страну «брендовой» продукции без разрешения владельца торговой марки Porsche в России – компании «Порше Руссланд». По логике обвинителей, для ввоза любой продукции Porsche в нашу страну для коммерческих целей (перепродажи) требуется разрешение владельца торговой марки, получить которое, разумеется, почти нереально – кто же будет плодить себе «серых» конкурентов? Попытки блокировать импорт с помощью закона о товарных знаках предпринимались и другими компаниями, но все-таки были сопряжены с муторными судебными процедурами.
Техрегламент все упрощает: на единственного представителя в России возлагается обязанность контролировать весь поток импорта данной марки, и создаются идеальные условия для монополизации рынка. Представьте, что ввозить машины и детали Toyota можно только с разрешения «Тойота Мотор Рус», которая будет выступать гарантом их соответствия техрегламенту. Какие в этом случае будут цены на запасные части?
Лидер ассоциации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает многие пункты регламента недопустимыми. «Технический регламент должен оговаривать технические характеристики автомобилей, а он де-факто является экономическим регулятором, блокирующим выход на рынок новых игроков».
В связи с этим «Свобода выбора» отправила документ на изучению в Федеральную Антимонопольную службу, которая сразу же признала документ « подозрительным».
«Первоначальный текст содержал все признаки препятствования выходу на рынок новых игроков», – сказал газете «Ведомости» замначальника управления ФАС Сергей Абышев.
Таким образом, не исключено, что в регламент внесут еще немало изменений и уточнений.