RU116
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Казани

Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

2 м/c,

ю-в.

744мм 86%
Подробнее
USD 91,69
EUR 98,56
Авто Мой дом ГИБДД хоронит автошколы

ГИБДД хоронит автошколы

Автошколы на грани вымирания – и это не гипербола. Утвержден список фирм, чье оборудование обязаны закупать автошколы всей страны, и перечень поставщиков вызывает немало вопросов. Вот один из них: почему аппаратные...

Автошколы на грани вымирания – и это не гипербола. Утвержден список фирм, чье оборудование обязаны закупать автошколы всей страны, и перечень поставщиков вызывает немало вопросов. Вот один из них: почему аппаратные комплексы психофизиологического развития можно приобретать только у одной фирмы? Причем стоит он 119 тысяч рублей, хотя у другого производителя цена аналогичного сертифицированного оборудования всего 29 тысяч рублей... Суммы, которые придется потратить на пополнение материальной базы, просто фантастические. Руководители автошкол заявляют о том, что требования о приобретении дорогостоящего оборудования незаконны, однако Госавтоинспекция стоит на своем и одну за другой «хоронит» автошколы.

Те, что выживут, наверняка, задерут цены на обучение.

«Да идите вы со своим тестированием!»

Напомним, с 1 июля вступили в силу новые требования к учебным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей. Принципиальных изменений три: обязательным стало оснащение всех учебных машин устройствами видеофиксации, обучение и прием экзаменов теперь можно осуществлять только на автоматизированных автодромах, и обязательным стало психофизиологическое тестирование кандидатов в водители.

Итак, теперь каждая машина должна быть оснащена комплектом видеокамер, снимающих курсанта и дорожную обстановку. В списке, утвержденном руководством ДОБДД России, четыре поставщика такого оборудования, причем один из них – челябинское ООО «КАФС», которое и явилось инициатором создания новой методики приема экзаменов на права. Мы обзвонили всех и с удивлением выяснили, что дешевле всего покупать такую аппаратуру в Москве. В Краснодаре самый дешевый комплекс фиксации стоит 69 тысяч рублей, в КАФСе – 65 тысяч рублей. А вот в столице его можно приобрести за 45 тысяч рублей.

Большинство автошкол имеет не меньше десяти автомобилей с буквой «У», поэтому каждому учебному заведению нужно готовить как минимум полмиллиона рублей только на оснащение автомобилей. Безусловно, видеофиксация сдачи экзамена – благая идея, которая поможет разрешить спорные ситуации. Но непонятно, зачем обязывать автошколы приобретать столь дорогостоящее оборудование для учебных машин, когда можно оснастить их видеорегистраторами за 7-8 тысяч.

Отныне ни одна автошкола не получит лицензию без комплекса психофизиологического тестирования. В московской фирме «Нейроком», ставшей единственным (!) разрешенным поставщиком данного оборудования, нам сообщили, что минимальная комплектация такого АПК стоит 119 тыс. 525 рублей. В среднестатистической российской области на сегодняшний день работают порядка 200 автошкол (без учета филиалов), и путем нехитрого умножения получается, что «Нейроком» только с одного региона получит более 20 миллионов рублей. При этом психофизиологическое тестирование не влияет на получение прав и носит скорее рекомендательный характер.

Комплекс для психофизиологического контроля будущих водителей «ТА-2 Авто» компании «Нейроком» позволяет как выявлять определенные отклонения (например, низкую скорость реакции), так и развивать недостающие качества. Стандартный набор тестов включает проверку уровня восприятия скорости и расстояния, склонности к риску, распределения внимания, эмоциональной устойчивости, оценку сложных двигательных реакций, бдительности, концентрацию внимания, монотоноустойчивости, динамики работоспособности и глазомера. Позволяет он проводить и дополнительные тесты – оценку тремора рук, объема внимания, комбинаторики мышления, цветовой тест Люшера, тест Айзенка, измерение уровня тревожности, потребности в достижении, выявление стиля руководства. Очевидно, что необязательные тесты для рядовых водителей по большому счету излишни.

«Существует, например, АПК омского производителя, который имеет всю необходимую документацию и стоит всего 29 тысяч рублей, так почему его нет в списке? Это просто-напросто лоббирование госструктурами интересов отдельных производителей, – возмущенно говорит эксперт по приему экзаменов и председатель совета директоров автошкол Андрей Николаев. – Предполагается, что с помощью этого АПК будет выявляться профпригодность будущего водителя. При выявлении низких показателей, к примеру, по реакции или глазомеру, ученик должен развивать эти качества с помощью того же АПК. Но в ныне действующей учебной программе не отведено ни одного часа на работу с этим комплексом. Ученик легко может сказать: «Да идите вы со своим тестированием!», и мы не сможем ничего возразить, нет законодательной базы, основываясь на которой, автошкола может заставить ученика пройти психофизиологическое тестирование».

Волна уже дошла до Антимонопольной службы, которая со своей стороны разбирается в сложившейся ситуации. Первые результаты проверки должны появиться к 28 октября.

Автошколы подают в суд на ГИБДД

Но самое большое негодование у Андрея Николаева вызывает даже не разница в стоимости, а общая незаконность новых требований, якобы вступивших в силу с 1 июля: «Любой принятый нормативный акт обязан быть зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, но в данном случае этого не сделано. Минюст уже потребовал от Министерства образования их отменить... Но ответа пока нет. А Госавтоинспекция уже опубликовала этот перечень фирм и отказывается выдавать положительное заключение для получения лицензии, если отсутствует все оборудование. От нас требуют выполнять то, что не вступило в законную силу».

«Действительно, к нам поступило письмо из Минюста России, которое дает разъяснения, что требования к автошколам, вступившие в силу 1 июля, отменяются, поскольку не прошли государственную регистрацию, – комментирует ситуацию специалист отдела лицензирования Министерства образования Олег Поленин. – Но проблема в том, что заключением о соответствии материальной базы автошкол установленным требованиям занимается Госавтоинспекция, которая продолжает действовать по новым правилам. В итоге из-за отсутствия нового оборудования вынесено уже несколько отрицательных заключений. И мы обязаны их принять, а следовательно эти учебные заведения не смогут получить лицензию на работу. По нескольким автошколам, чьи документы находятся на рассмотрении, выдачу заключения сильно затягивают».

Пикантность ситуации еще и в том, что, помимо частных автошкол, у нас в стране сотни муниципальных и государственных учебных учреждений, обучающих своих учеников вождению бесплатно (различные вузы, училища и т.д.). Понятно, что в нынешней ситуации бюджет не выделит средств на приобретение дорогостоящего оборудования, и получается, что они также не пройдут лицензирование? Абсурд: курсант автомобильного училища без водительских прав...

Бизнес на автодроме

Еще одна больная мозоль для автошкол – автоматический автодром, на котором с 2011 года должна обучать своих курсантов каждая автошкола. Это касается всех регионов, где уже имеются подобные площадки. Пока варианта два: либо строить корейский автодром за 50 миллионов рублей, что потянут лишь единицы, либо арендовать площадку у уже отстроившихся.

Пока лишь единицы российских компаний ведут разработку автоматизированных автодромов, и одна из них, продвинувшаяся наиболее серьезно, находится в Челябинске – ЗАО НПП «Полис». «Проектирование и испытание нашей системы завершено, и сейчас она полностью готова для коммерческого использования, – рассказывает директор ЗАО НПП «Полюс» Серей Таскаев. – В настоящий момент порядка 16 автошкол по всей России от Москвы до Владивостока проявили интерес к нашей системе, и в ближайшее время мы начнем установку первого образца. Стоимость автодрома на 12 фигур, полностью соответствующего методике приема экзаменов, составляет 4,9 миллиона рублей. В эту сумму включается доставка, монтаж, настройка и техническое обслуживание системы. Система построена по модульному принципу и в целом гибка и мобильна, что позволяет использовать ее нестационарно, к примеру, автошколы в небольших областных городах и селах могут купить одну систему и перевозить ее с места на место».

Однако ЗАО НПП «Полюс» нет в перечне, опубликованном на сайте Gibdd.ru, пока там лишь корейские автодромы. Насколько вообще легально применение этой системы?

«Насколько я понимаю, в этот перечень включены системы, смонтированные на работающих автодромах и прошедшие приемку комиссии ДОБДД, – объясняет Сергей Таскаев. – В скором времени мы предоставим нашу систему для подобной проверки. По большому счету система должна обеспечивать выполнение новой методики приема практических экзаменов, и мы при проектировании руководствовались именно ей, поэтому наш автодром соответствует всем требованиям».

Система «Полюса» фиксирует правильность выполнения фигур с помощью излучателей и датчиков, работающих в инфракрасном диапазоне, а также датчиков давления.

По нашей информации, замначальника ДОБДД России Василий Белобородов в неофициальной беседе признался, что появление российской альтернативы для корейского автоматизированного автодрома – вопрос политический: с одной стороны, корейская система достаточно дорогая, с другой – на рынке поставщиков по закону не должно быть монополиста. В этом смысле российская разработка может быть очень кстати.

В любом случае для конечных потребителей новые правила приема экзаменов, скорее всего, обернутся возросшими ценами за обучение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем