Как и ожидалось, правительство не станет отменять пошлины, введенные в начале нынешнего года на девять кризисных месяцев. По информации газеты «Коммерсантъ», Минпромторг подготовил документ для специальной правительственной комиссии, в котором отражена эффективность принятых мер. Не стал отрицать эту информацию и глава автомобильного направления Минпромторга Алексей Рахманов в собственном блоге.
У Минпромторга три основных аргумента в пользу увеличенных пошлин. Во-первых, они позволили сместить баланс от импортируемых машин в пользу продукции автозаводов на территории России. Во-вторых, благодаря налоговым сбором с автопредприятий на 2,7 миллиарда рублей увеличились поступления в бюджет. И в-третьих, это позволило сохранить рабочие места на автозаводах страны: по расчетам Минпромторга, речь идет о 68 тысячах гражданах, сохранивших работу.
«Мы полагаем, что с точки зрения правительства решение о пролонгации срока действия 30%-х пошлин на ввоз новых иномарок является оправданным, – говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов. – Несмотря на общее снижение объемов продаж новых автомобилей на 50% за семь месяцев 2009 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), доля проданных автомобилей отечественного производства (российских и иностранных моделей) существенно возросла, что свидетельствует об эффективности мер господдержки производителей.
В пользу сохранения государством заградительных пошлин на новые иномарки также говорит и недавно запущенная государством программа льготного автокредитования граждан на покупку произведенных в России автомобилей, от введения которой теряется смысл в случае отмены высоких пошлин.
Немаловажно, что высокие пошлины также стимулируют иностранных производителей открывать в России собственное производство, а следовательно, обеспечивать страну новыми рабочими местами, что особенно актуально в условиях кризиса. Если же пошлины будут снижены, зарубежным автопроизводителям не будет экономически целесообразен запуск новых мощностей на территории РФ. Кроме того, в условиях снижения бюджетных доходов государство крайне заинтересовано в сохранении повышенных пошлин на ввоз автомобилей, поскольку поиск дополнительных источников наполнения бюджета в условиях кризиса весьма ограничен.
Что касается социальных последствий введения пошлин, то, безусловно, населением указанные меры не приветствуются. Тем не менее, с одной стороны, многие популярные автопроизводители обладают производственными мощностями на территории России, и их проблема высоких пошлин практически не касается. С другой стороны, многие из производимых автомобилей в РФ можно приобретать по льготной программе кредитования правительства. Также стоит отметить, что многие иностранные автопроизводители, не имеющие производства в РФ, проводят привлекательную для потенциальных покупателей маркетинговую политику (акции, спецпредложения, скидки, программы кредитования), направленную на увеличение продаж».
Валютный курс, по мнению Романова, оказывает на автомобильный рынок существенное влияние. В случае с девальвацией рубля в конце прошлого-начале текущего года стоимость импортных автомобилей существенно возросла, что сместило потребительский спрос в сторону отечественной продукции. При этом введение пошлин стало дополнительным фактором, способствующим поддержке российского автопрома, считает аналитик.
Напомним, что пошлины возросли примерно на пятую часть, хотя для машин разного возраста и объема двигателя величина прироста различается. К примеру для 3-5-леток объемом двигателя 1,5 литра и ценой 5-15 тысяч долларов, которые ввозят физлица, пошлины возросли на 70% (с $1991до $3381), для автомобилей старше пяти лет и трехлитровыми моторами – в 2,5 раза, превратившись в запретительные.
Что касается новых машин, ввозимых юрлицами, то пошлина увеличилась на 20% – если раньше за 1,5-литровый автомобиль стоимостью $10 тысяч нужно было заплатить $2500, то теперь – $3000.
Увеличение пошлин – шаг противоречивый. С одной стороны, понятно желание правительства защитить отечественного производителя не только в лице АвтоВАЗа, но и всеволжского Ford, московского Logan, челнинского Albea и таганрогского Accent. Никто не сомневается, что пошлины сохраняют рабочие места.
Но с другой стороны, эти самые пошлины распространяются и на машины, аналогов которым в России просто нет. Зачем «штрафовать» на таможне Mazda MX-5 или семилитровый Chevrolet Corvette или Catherham? А может, кто-то хочет ездить на экологически чистом Toyota Prius, но стоимостью не 800 тысяч рублей, как планировали предложить дилеры Toyota, а 400 тысяч, которые он стоит на вторичном рынке Японии. Почему российских автогурманов загоняют в рамки непонятных стандартов и лишают возможности прикоснуться к автоклассике?
«Здесь однозначное решение трудно придумать, потому что если в начале падения рынка эти меры помогли «АвтоВАЗу» сохранить объемы продаж в своем сегменте рынка, то сейчас необходимость в таких пошлинах практически отпала, – считает заместитель директора компании «КАНАВТО» Сергей Чернов. – Сейчас нужна активизация рынка, по крайней мере в низком ценовом сегменте, я думаю, что пошлины уже не нужны. Возможно, Минпромторг хочет попытаться запустить АвтоВАЗ, но что получится из этого, пока непонятно, спрос на иномарки все равно остается высокий.
Кроме того, в своих оценках эффективности пошлин правительство как будто забыло, что куда большее влияние на рынок оказали изменившиеся курсы валют, ведь относительно рубля доллар и евро с прошлого лета подорожали примерно в полтора раза. Другими словами, на российских покупателей авто и так легла дополнительная нагрузка, так зачем же довешивать еще?
Так, по данным Минпромторга, в январе и июне 2009 года в России был примерно один и тот же объем продаж автомобилей – немногим более 100 тыс. машин в месяц (новых и подержанных). Но если в январе автомобили, произведенные в России, составляли только 43% этих продаж, то в июне – уже 61%. Повышение пошлин привело к тому, что выпуск машин внутри России теперь преобладает над их импортом: в январе импорт составил 31,2 тыс. новых иномарок при объеме сборки машин в России на уровне 18,2 тыс. машин. В июне наоборот импорт новых иномарок был ниже (37,2 тыс. автомобилей) объема внутрироссийского производства (58,8 тыс.).
Из-за того что производство машин внутри России падает медленнее, чем их импорт, российские автозаводы медленнее сокращают персонал, подчеркивает Минпромторг в презентации.
До кризиса общая численность занятых в автомобилестроении составляла 491,1 тыс. человек, сейчас она сократилась до 410 тыс. Но если бы не пошлины на импорт иномарок, сокращение было бы гораздо большим (до 342,1 тыс. человек), утверждает министерство. Наконец, повышение пошлин увеличило доходы бюджета: за истекший период 2009 года пошлин от ввоза легковых автомобилей было собрано на 2,7 млрд руб. больше, чем в 2008 году.
Это произошло несмотря на то, что объем импорта вслед за падением рынка и введения пошлин сократился сразу на 58%. Министерство признает, что пошлин от ввоза подержанных автомобилей, импорт которых в результате защитных мер государства практически прекратился, было собрано меньше, чем в 2008 году, но за счет сборов от импорта новых иномарок бюджет все равно получил больше поступлений.