Положение АвтоВАЗа по-прежнему плачевно: несмотря на усилия правительства, придушившего иностранных конкурентов, с начала 2009 года объемы продаж и выручка российского гиганта сократились вдвое.
Не помогли ни льготные кредиты, ни распродажи прошлогодних авто – по информации старшего вице-президента по финансам Олега Лобанова, товарные запасы сократились лишь на 20% и составили порядка 80 тысяч автомобилей. А убыток к первом полугодии – десять миллиардов рублей! При этом по итогам 2008 года убыток составил 24 миллиарда, что стало рекордной величиной для российского автогиганта и «позволило» ему войти в пятерку самых убыточных автопроизводителей мира. Впереди только General Motors, Ford, Toyota и Nissan.
А это означает, что АвтоВАЗу придется радикально снижать свои издержки, и президент завода Борис Алешин уже объявил о вероятном переходе на 20-часовую рабочую неделю с сентября 2009 по февраль 2010, что будет означать двукратное снижение заработной платы для всех сотрудников – от слесарей до самого президента. Напомним, что ранее АвтоВАЗ сократил число вице-президентов и снизил зарплату оставшимся.
Другая «экономичная» мера – ультиматум поставщикам завода, призывающий их снизить на 10% стоимость компонентов. В случае невыполнения требования АвтоВАЗ пообещал расплачиваться с ними векселями, а не живыми деньгами, в результате подавляющее большинство поставщиков согласилось на условия завода.
Долги завода по-прежнему исчисляются десятками миллиардов рублей – совокупный долг на 1 июля составлял 53 миллиарда рублей. Самое неприятное, что большая часть этой суммы – относительно краткосрочные кредиты, которые необходимо возвращать в этом и следующем году. 25 миллиардов, «подаренных» правительством АвтоВАЗу, помогли избежать текущих проблем с ликвидностью и реструктурировать часть долгов, но радикально проблема не решена и эффект от нее слишком краткосрочен.
Поэтому аналитики практически единодушны во мнении, что АвтоВАЗ потребует правительственную помощь еще раз. Скорее всего, это будет не прямое финансирование, а государственные гарантии, призванные облегчить реструктуризацию существующих долгов и получение новых кредитов.
Вторым следствием может стать еще большее давление на конкурентов АвтоВАЗа. Так, при ввозе подержанных иностранных автомобилей теперь необходимо проходить фитосанитарный контроль, который стоит денег и занимает много времени, о чем мы писали накануне.
«История с поставщиками понятная, сейчас векселя никого не интересуют, потому что опыт их использования в девяностые годы достаточно негативен, – говорит заместитель директора центрального поволжского дистрибьютора «Канавто» Сергей Чернов. – Поэтому и был применен полусиловой метод: поставщикам пригрозили, что если не снизят цены, то завод найдет альтернативных. Кому же хочется терять такого крупного заказчика? Вообще на заводе с деньгами дела обстоят неважно. Почти все средства от государства пошли на затыкание долгов и убытков. При этом объем продаж все время снижается. В этом нам помогает Москва, Санкт-Перебург и вообще вся европейская часть России. Ну не покупают там у них наши «Лады». Дистрибьюторы отказываются.
Это и понятно, москвичам понты важнее, и денег там у людей больше. А у нас как брали, так и будут брать. В этом плане Поволжье, самый спокойный и перспективный регион. Ну, а с самыми крепко стоящими на ногах дилерскими центрами – Татарстан. В ближайшее время, как раньше в Перми, Тольятти, Самаре, у нас будет проведено совещание. На нем будут рассмотрены успехи татарстанцев в плане продаж вазовской продукции. Тут же дилеры и представители завода попытаются решить, что делать дальше, как поднимать рейтинг, продажи. Вообще то, что руководство решило сократить рабочий день в принципе положительно скажется на качестве продукции. Конвейер будет двигаться медленнее, количество выпускаемых автомобилей сократится, соответственно, и качество улучшится.
Но есть в этом решении и неприятный аспект – меньше работы – меньше оплата труда. Еще одно хочу отметить – в этом году как никогда АвтоВАЗ пошел на исключительные меры по снижению цен на свою продукцию. Сейчас уже распроданы по закупочной цене все авто 2008 года. Да и 2009 года, как только автомобиль на складе задержался больше полугода – идет по цене завода. Акция, эта, кстати, называется «100 дней». Еще хочу отметить, что АвтоВАЗ постоянно повышает качество своей продукции. Вот уже два месяца как отдел контроля качества переподчинен непосредственно генеральному директору. Соответственно, все претензии от дилеров устраняются за неделю. Сейчас замечаний практически нет, и я могу сказать, что по качеству «Лады» вышли на уровень корейцев».
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ