Покупка Сбербанком доли в Opel привела к необычному последствию – в России зарождает масштабный конфликт интересов столпов отечественного автопрома – АвтоВАЗа с одной стороны, и Сбербанка с «Группой ГАЗ» с другой.
У «АвтоВАЗа» в активе крупнейшее в стране производство автомобилей (до миллиона машин в год), плюс альянс с Renault, в рамках которого российскому заводу проданы платформы для выпуска седана и универсала Renault Logan, а также лицензии на производство моторов объемом 1,4 и 1,6 литра.
По другую сторону политического фронта набирает очки «Группа ГАЗ», которая в партнерстве со Сбербанком и концерном Magna планирует русифицировать Opel. У этого начинания не менее впечатляющие козыри: европейские мощности Opel (до 1,5 миллиона в год) и российские завод ГАЗ (до 200 тысяч). Не исключено, что к проекту примкнут новые участники, например, ТагАЗ.
Ну и что, скажете вы. В иных странах уживаются по три и больше автогигантов, и это верно. Но есть яблоко раздора – правительственные симпатии. Ведь ни один из проектов, по сути дела, нежизнеспособен без мощной господдержки, которая напрямую зависит от расположения руководства страны. До сих пор «любимой женой» был «АвтоВАЗ» – помимо 25 миллиардов на погашение краткосрочных долгов, правительство совместно с рядом банком (Сбербанком, ВТБ24) пообещало открыть волжскому заводу кредитную линию аж на 90 миллиардов рублей. Эти деньги планировалось инвестировать в создание гаммы новых моделей.
«Я считаю, что на сегодняшний день Греф свои ресурсы размещает правильно, подтягивая новые технологии именно на «ГАЗ», – считает генеральный директор компании «ТАН Авто» Владимир Мишин. – Все-таки в Нижнем Новгороде очень мощные предприятия, которые на сегодняшний день по сути своей простаивают. Если Греф подтянет сюда новые технологии, европейских заказчиков, будут объемы, будет работа, соответственно, и Сбербанк станет увеличивать свои ресурсы. Все это послужит только на пользу не только государства, но и всего населения, которое доверяет свои сбережения именно Сбербанку».
До сих пор другие российские автозаводы не могли противопоставить «АвтоВАЗу» ничего, но возможный технический альянс с Opel AG открыл новые перспективы. Глава Сбербанка Герман Греф уже сообщил об амбициозных планах создать крупную автомобильную корпорацию с объемом выпуска – держите челюсть – 5-6 миллионов автомобилей в год. С учетом кризиса и развала GM, это обеспечило бы такой компании место в тройке крупнейших производителей мира.
Однако для столь могучего проекта необходима полная лояльность правительства, и поэтому Герман Греф начал информационную войну против «АвтоВАЗа», заявив, что в сегодняшних условиях завод обречен, и единственный спасительный выход – передача его новому управляющему. Под которым подразумевается Renault или один из участников альтернативного проекта. Учитывая, что заявление исходит из уст представителя одного из важнейших кредиторов автопрома, слова имеют вес – если Сбербанк передумает открывать кредитную линию «АвтоВАЗа», положение последнего станет еще более тяжелым.
Короче говоря, Греф предлагает создать единую автомобильную корпорацию, в рамках которой мощности «АвтоВАЗа» и его политический вес был бы очень кстати. Правда, руководство последнего отнеслось к инициативе прохладно. Завод неоднократно выдвигал идею создание единого автопроизводителя, но подразумевалось, что верховодить будет именно «АвтоВАЗ», а не Герман Греф с Олегом Дерипаской.
«Думаю не стоит делать серьезных выводов из слов Грефа, сказанных второпях, – говорит аналитик, заместитель директора компании «КАНАВТО», центрального дистрибьютора «АвтоВАЗа» Сергей Чернов. – Для того, чтобы получать прибыль от производства автомобилей, необходимо их выпускать в определенном объеме. Завод «ГАЗ» пока на это не способен. Поэтому, для того чтобы решить поставленную задачу, Грефу будет необходимо использовать мощности нескольких заводов. Однако, что касается «АвтоВАЗа», этот бренд кто только не пытался свалить, и поэтому, вряд ли это получится у Грефа. Сейчас вазовское руководство заняло активную позицию защиты бренда. Воссоздана ассоциация дилеров, которая совместно с ними решает проблемы завода. Можно сказать, что на практике осуществляется дилерское управление «АвтоВАЗом». Забегая вперед, скажу, что на одной из автомобильных выставок в скором времени потребители смогут увидеть совершенно новые модели отечественных автомобилей».
Добавляет интереса и другой аспект. Управляющий директор «Джи Эм Авто» Ханс-Юрген Михель объявил о начале выпуска Opel Astra на заводе GM под Санкт-Петербургом буквально через полгода. Почти одновременно пришло известие, что альянс Renault–Nissan рассматривает возможность выпуска одной из моделей Renault на недавно открывшемся заводе Nissan под Питером (Renault и Nissan – давание партнеры). То есть, у амбициозных проектов АвтоВАЗа и «Группы ГАЗ» появляются мини-клоны, с которыми придется либо считаться, либо задушить. К примеру, именно Opel Astra выглядит наиболее вероятным кандидатом на прописку в Нижнем Новгороде, и в этом смысле питерский проект создает ненужную конкуренцию.
«Opel до последнего времени собирался в Питере, пусть и крупноузловой сборкой, – говорит руководитель отдела продаж компании «Капитал Авто» Александр Голубев. – Сейчас не знаю, нет официальной информации, было ли принято решение наряду с Opel Antara и Chevrolet Captiva еще и «Астру» собирать в Нижнем. Думаю, что в ближайшее время ситуация прояснится».
Итак, в автопроме зреет нешуточная борьба за власть. Печально то, что кто бы в ней не победил, если госкорпорация будет создана, полноценным иномаркам в России придется несладко – представляете, какие возможности будут у руководства главного автохолдинга страны? Утешением могло бы стать повысившее качество отечественных автомобилей, но и на это надежд немного: если на рынке появляется монополист, его мотивация к улучшениям любых параметров, кроме цены, резко пропадает.
«По большому счету покупка Opel до сих пор не завершена, – разъясняет аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. – Да и сами переговоры идут пока тяжело: Magna Steyr хочет получить Chevrolet в России. По крайней мере, часть. Именно поэтому все заявления Грефа про «АвтоВАЗ», мягко говоря, преждевременны. Хотя и ему, Тольяттинскому заводу, несмотря на прошлогоднюю сделку (про которую все говорили, что это мега сделка) до сих пор требуются для работы государственные деньги. Тем не менее, мне кажется, что заявление Грефа – больше рассуждение, чем реальность. Хотя и «АвтоВАЗ», по моему мнению, никак не может понять, как ему дальше развиваться. При этом, говорить про раскол, неправильно. Я считаю, что развитие «ГАЗа», это добавление, это сегмент, это расширение, а не отделение. В пример могу привести опыт США, или Японии, где уживаются сразу несколько крупнейших автопроизводителей. Интерес вызывает то, что Греф выступает в качестве возможного инвестора для «АвтоВАЗа». Однако в сложившейся ситуации можно задать вопрос: у нас что, мало других банков? Или Сбербанку так сложно отойти в сторону? Тем более, что 80 миллиардов, которые требуются «АвтоВАЗу», нужны не сразу. Все освоить в короткие сроки – немыслимо».
Фото: Фото с сайта Autocity.com