Публикуем еще один некролог – на этот раз умер рынок импортируемых автомобилей с пробегом. За первые четыре месяца 2008 года в Россию ввезли 120 тысяч неновых машин, что уже считалось средненьким результатом – вторичный импорт не поспевал за рынком новых машин. А с января по апрель этого года в Россию ввезено менее пяти тысяч автомобилей с пробегом (-96%), при том что рынок новых машин упал «лишь» вполовину (данные агентства «Автостат»).
Неверно винить во всем только лишь пошлины. «Помимо них, очень серьезное влияние на цену оказывает невыгодный курсов валют, что увеличивает рублевые цены на десятки тысяч, – говорит руководитель компании «Окинава» Александр Николашин. – Но, с другой стороны, японцы кровно заинтересованы в нашем рынке, поэтому они снижают цены. Например, мы покупали Toyota Harrier (аналог Lexus RX), который стоил в обычные времена 2,6 миллиона йен, а нам достался за 2,1 миллиона. Таким образом мы компенсировали надбавку в цене, и в России автомобиль стоит, как и до введения пошлин».
Неудивительно, что две трети из ввезенных в Россию пяти тысяч автомобилей пришлись именно на японские марки: Toyota (1704), Nissan (724), Honda (405), Mazda (275), Suzuki (171), Subaru (107).
Европейские марки пострадали еще сильнее по нескольким причинам. С одной стороны – космический курс евро, с другой – в отличие от Японии столь острой необходимости сбывать автомобили в Россию у Германии и ближайших стран не было, а потому и продавцы не были столь сговорчивы.
Если посмотреть в будущее, то термин «железный занавес» обретает реальные очертания: со следующего года будет запрещен ввоз автомобилей с правым рулем, что отсечет более половины импорта подержанных машин. Таким образом, мы будем ограничены лишь официальным рынком автомобилей, сертифицированных для России, попадая в зависимость от маркетологов.
Они решают, какие модели и в каких комплектациях выводить на рынок, и если ваши предпочтения отличаются от мнения большинства, то вы рискуете так и не купить автомобиль мечты. К примеру, в Европе по сходной цене можно купить отличнейший горячий хетч Renault Clio 182 (в России – Clio Sport), однако теперь везти его сюда уже нерентабельно. И если не успокоятся курсы валют, а правительство так и не выполнит обещание отменить пошлины через девять месяцев (так, скорее всего, и будет), то мы окажемся в аквариуме с моделями, рассчитанными на массового потребителя.
Фото: Коллаж Анны ВИТЕНБЕРГ