Судебные приставы предлагают заменить мелкие штрафы, выписываемые сотрудниками автоинспекции, на предупреждения. В основе столь щедрой инициативы лежит простой расчет: две трети выписываемых на дорогах штрафов государство взыскивает себе в ущерб. Расходы на процессуальную процедуру составляют около 300 рублей. Однако, говорят эксперты, рациональное предложение может не найти поддержки, поскольку эффективность работы ГИБДД измеряется числом выписанных штрафов.
Проблема эффективности взыскания штрафов обсуждалась на круглом столе в Госдуме. Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов, главный судебный пристав РФ Артур Парфенчиков вместо мелких штрафов предлагает ввести предупреждения, а за систематические нарушения штрафовать на более значительную сумму. По его мнению, взыскание штрафов до 300 рублей за нарушение правил дорожного движения является убыточным для государства.
Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин рассказал, что на нарушения, предусматривающие административный штраф от 100 до 300 рублей, приходится около двух третей от общего количества нарушений, а это более 6,3 млрд рублей. В 2008 году службе пришлось запустить исполнительное производство по 9,8 миллиона штрафов за нарушение правил ПДД (всего, по данным МВД, выписан 41 миллион штрафов). Из них два миллиона штрафов оказались уже оплаченными, а на запуск исполнительного производства все равно в среднем пришлось тратить по 300 рублей, – то есть впустую было потрачено около 600 миллионов рублей. Но даже если приставам и удавалось получить с нарушителя 300 рублей, то это все равно не окупало затрат.
«Люди не платят мелкие штрафы не потому, что денег жалко, просто это отнимает много времени: в отделениях Сбербанка большие очереди, людям сложно разобраться с реквизитами», – выразил свое мнение лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
«Вы понимаете, из этих почти 10 миллионов штрафов, которыми занималось наше ведомство, два миллиона оказались уже оплаченными, объясняет руководитель пресс-службы ФССП Наталья Селиванова, – но для того чтобы это выяснить, все равно были затрачены деньги. То есть они тратятся вне зависимости от того, какая сумма штрафа, оплачен он или нет. Такое расходование ресурсов, тем более в кризис, достаточно расточительно. Именно поэтому нашим ведомством в Госдуме и был поднят этот вопрос. Однако говорить о том, что решение будет принято именно так, рано. Госдума должна рассмотреть вопрос со всех сторон, и не факт, что решение будет в пользу отмены мелких штрафов.
«Каждое изменение нормы закона требует подкрепления статистикой и другими аргументами и должно очень тщательно прорабатываться», – подтвердил слова Селивановой заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Владимир Кузин.
«Дело в том, что деятельность органов ГИБДД оценивается не только по количеству раскрытых дел, но и по числу выписанных штрафов, – подытожил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Поэтому, если значительная часть штрафов будет заменена предупреждениями, снизится и эффективность работы дорожных инспекторов».
Ну а пока окончательное решение не принято, автовладельцам остается только надеяться, что вполне рациональное предложение ФССП может и не найти поддержки у ряда ведомственных структур.
Фото: Фото с сайта Kp.ru