Считается, что наша школа, выпустившая в жизнь множество талантов и героев, – это оплот гуманизма и нравственности. В такой школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. И только попробуйте написать, даже подумать, будто это не так! Во всем виноваты родители и сам ребенок, которые вовремя не подготовились к школьной жизни. Но обвинять беззащитного – легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей.
Свет мой, зеркальце, скажи…
А это, оказывается, совсем непросто! Понаблюдайте за мамами и папами, приходящими в школу на родительское собрание. За школьными стенами это в большинстве своем вполне уверенные в себе люди, преисполненные собственного достоинства. Но переступив школьный порог, почти все они втягивают головы в плечи и съеживаются, словно стараясь уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискивающее выражение. Любое слово классного руководителя встречается подобострастными кивками и поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки, то не возникает и тени сомнения, что они обоснованы. «Разберемся, подтянем, образумим, накажем...» А дома дети с трепетом ждут возвращения мамы или папы. Они точно знают, что с ними действительно «разберутся». А начать «разборки» надо бы родителям и в самих себе.
Большинство родителей просто не способно отнестись к школе, к учителям трезво и непредвзято. Этому мешает их собственный, усвоенный еще в детстве страх перед школой, а также своеобразный комплекс неполноценности, от которого большинство нормальных взрослых людей вполне свободно в любой сфере своей жизни, но который безотчетно просыпается в школьных стенах. С первых дней ребенку в них отводится роль зависимого и подчиненного несмышленыша, обязанного беспрекословно исполнять учительские требования. Учитель возведен на пьедестал, а ребенок, который проделывает в своем развитии огромный путь от наивного дитя до почти совершеннолетнего юноши, так и остается существом без права голоса.
Несмотря на все перемены в общественной жизни, российские школы остаются традиционно жесткими авторитарными структурами, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее – к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с «домашними» детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от своих умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания.
Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе «домашнего» ребенка, для выпускника детского сада привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился.
Могу – не могу
Первоклассник, особенно «домашний», реагирует на все эти трудности так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно ясно сигнализируют изменения в его поведении. Если не в нашей власти решить все школьные проблемы, то уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Переход от сна к бодрствованию – дело тонкое, резкость здесь неуместна. Начните будить ребенка заранее, растянув этот процесс минут на десять. Избегайте резких тонов, лучше использовать начало дня для ласковых слов и выражений любви, чем для дрессировки.
Еще одна проблема – ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты практически в любой семье. Мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка в школу голодным (а сама-то чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая с бутербродом!). В результате малыша кормят почти насильно. Пользы организму это не приносит, а настроение портит безнадежно. Лучше предложить с утра не столько калорийную, сколько приятную еду, которую ребенок любит. Ну пусть порадуется! Душевное равновесие с утра гораздо важнее ста калорий, которые можно добрать и попозже.
В классе возникают проблемы посерьезнее. Школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих привычек. Если родителей умиляет детская непосредственность, бойкость, веселость, особенно если ребенок в семье единственный, то оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию, не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он «недисциплинирован» и «недостаточно старателен».
Зову тебя по имени
Чтобы облегчить жизнь себе и ребенку, стоит избавиться от тех иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам самим, дорогие родители, а теперь могут повредить и вашему ребенку. Нужно понять и принять, что учительница, сколь угодно милая, видит вашего ребенка по-своему, учительским, а не материнским или отцовским взглядом. Поэтому быть «второй мамой» не может. И это первый миф, от которого надо избавиться. Роль матери учительница пускай играет для собственных детей, а для учеников она – учитель. Это совсем другая роль, тоже весьма достойная, но другая. Миф второй: школа – второй дом. Все-таки дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют.
Хороший учитель, как и хороший врач, стремится ученику не навредить, не сделать зла. Снабдить их знаниями, уберечь от пороков – это да! А вот добро – это уже другая категория, и это не всегда забота учителя. Поэтому миф о том, что учитель желает ребенку добра, так же отправляем в утиль.
Самый опасным можно признать утверждение, что учитель всегда прав. Встречали ли вы хоть одного человека, который всегда был прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Таких непогрешимых людей не бывает, даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми.
Все вышесказанное не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы с самого начала мы не смотрели на школу сквозь обманчивые розовые очки.
Марина ДОСТАВЕРОВА