Теперь 28-летняя Светлана Изамбаева намерена через суд отсудить право опекать младшего брата.
В семье помимо старшей Светланы четверо детей. В феврале этого года у них умерла мама и встал вопрос об опекунстве над младшим братом – 10-летним Сашей. На семейном совете было решено, что на воспитание Сашу возьмет Светлана. Она замужем, живет в собственной квартире в Казани, есть ребенок. Но пока молодая женщина оформляла документы, органы опеки и попечительства отдали ребенка приемной матери в деревню Игорвары (Чувашия, откуда родом Светлана и ее семья. – прим. авт.), которая до этого усыновила еще двух детей. Причина отказа – Светлана и ее муж – ВИЧ-инфицированные.
«Я считаю, решение органов опеки нарушает права ребенка. Саша хочет жить со мной. Мы его любим и хотим заботиться о нем, – рассказала 116.ru Светлана Изамбаева. – Сейчас приемная мать не отдает нам мальчика даже на каникулы. Питаются они в деревне одной картошкой, Саша часто болеет из-за того, что в доме очень холодно. Он говорит, что его заставляют работать на огороде и ругают, когда он устает. Опекунша уже поднимала на него руку».
Сама Светлана не так давно родила здорового ребенка, через месяц на свет появится второй. За брата она намерена судиться до конца. Правозащитная ассоциация АГОРА объявила, что будет обжаловать отказ.
«Вокруг этого дела очень непростая ситуация, – говорит юрист ассоциации АГОРА Ильнур Шарапов. – Отказ на основании ВИЧ-позитивного статуса пахнет дискриминацией. Законом такого запрета не установлено. Запрет основан на постановлении правительства, в котором одним из оснований отказа в усыновлении и оформлении опеки указано наличие инфекционных заболеваний до снятия с диспансерного учета. Во-первых, ВИЧ не является обычным инфекционным заболеванием, с одной стороны, и, с другой, считается на данный момент заболеванием пожизненным. Человек, имеющий такой статус, не может сняться с такого учета».
Правозащитники отмечают, что ключевым моментом является положение ребенка: в какой семье ему будет лучше.
«Мы будем обращать внимание на желание самого ребенка, который хочет жить с сестрой, в более комфортных условиях, которые ему в Казани могут предложить Изамбаевы, – подчеркивает юрист Ильнур Шарапов. – И если семья сестры объективно в состоянии дать лучшие условия для развития, воспитания, материального обеспечения ребенка, а суд, вопреки этому и желанию ребенка, признает отказ законным только лишь на основании ВИЧ-позитивного статуса Светланы, это будет грубым нарушением прав человека».
116.ru будет следить за развитием событий.