Углеродное загрязнение от частных самолетов резко возросло за последние пять лет, и большинство этих небольших самолетов выбрасывают больше тепла, удерживая углекислый газ за примерно два часа полета, чем среднестатистический человек за целый год, по данным нового исследования.
Около четверти миллиона сверхбогатых людей — совокупным состоянием в 31 триллион долларов — в прошлом году выбросили 17,2 миллиона тонн (15,6 миллиона метрических тонн) углекислого газа, летая на частных самолетах, согласно исследованию, опубликованному в четверг в журнале Nature Communications Earth & Environment. Это примерно такое же количество, как 67 миллионов человек, живущих в Танзании.
Выбросы от частных самолетов выросли на 46 процентов с 2019 по 2023 год, согласно европейской исследовательской группе, которая вычислила эти цифры, исследуя более 18,6 миллиона рейсов около 26 000 самолетов за пять лет.
Лишь 1,8 процента выбросов углерода от авиации приходится на частные самолеты, а авиация в целом отвечает примерно за 4 процента парниковых газов, созданных человеком, говорится в исследовании.
Это может показаться небольшим количеством, но дело в справедливости и приоритетах, сказал ведущий автор исследования, Стефан Госслинг, исследователь транспорта в бизнес-школе шведского университета Линнея.
— Вред наносят те, у кого много денег, а платят те, у кого очень мало денег, — сказал Госслинг.
Пользователь частных самолетов с самым высоким уровнем выбросов, которого команда отследила, но не назвала по имени, выбросил 2645 тонн (2400 метрических тонн) углекислого газа, используя самолет, сказал Госслинг. Это более чем в 500 раз больше среднего мирового показателя на человека, составляющего 5,2 тонны (4,7 метрической тонны) по расчетам Всемирного банка, или 4,7 тонны (4,3 метрической тонны), по данным Международного энергетического агентства, на которые ссылается Госслинг.
— Этот отчет предоставляет дополнительные доказательства того, что миллиардеры являются причиной климатического кризиса, — сказал Джонатан Уэстин, исполнительный директор организации Climate Organizing Hub. — Они цепляются за свои частные самолеты и нефтяные прибыли, в то время как обычные люди сталкиваются с нарастающими наводнениями, ураганами и лесными пожарами.
Ранее в этом году Международное энергетическое агентство подсчитало, что верхний 1 процент сверхэмиссионных людей в мире имел углеродный след более чем в 1000 раз больше, чем у самого бедного 1 процента населения земного шара.
В исследовании Госслинга учтено более 35 600 тонн (32 300 метрических тонн) углеродного загрязнения всего от пяти мировых событий — чемпионата мира по футболу 2022 года в Катаре, Всемирного экономического форума 2023 года, Суперкубка 2023 года, Каннского кинофестиваля 2023 года и переговоров ООН по климату 2023 года в Дубае. Это произошло от 3500 рейсов частных самолетов.
— Это мрачная шутка, что класс миллиардеров летает на частных самолетах на ежегодные климатические конференции, и Организация Объединенных Наций должна положить конец этой лицемерной практике, — сказала Жан Су, директор по экологической справедливости Центра биологического разнообразия.
Исследователи также изучили более 1200 рейсов знаменитых актеров, певцов и режиссеров, но Госслинг отказался называть имена публичных фигур.
Многие частные полеты даже не связаны с бизнесом «и не являются необходимыми», сказал Госслинг. «Они очень часто связаны со стилем жизни».
Хотя исследование «действительно проливает яркий свет на некоторых самых ненасытных эмитентов, то есть на очень богатых», климатолог из Пенсильванского университета Майкл Манн сказал, что фокус не должен быть на индивидуальном поведении и чьем-то углеродном следе. Он назвал это «отвлечением от основной задачи, которая состоит в декарбонизации нашей общественной инфраструктуры путем системных изменений и политики». В этом проблема, сказал Госслинг.
— Нам давно говорят, что это система должна измениться, а не индивид, — сказал Госслинг. — Это означало, что никто не нес ответственность за свой образ жизни.
— Проблема в том, что 26 000 самолетов и люди, которые их используют, скажут: «Мы всего лишь небольшая группа. Мы не существенны с точки зрения выбросов». Но все остальные посмотрят на небольшую группу и скажут: «Посмотрите, это сверхэмитенты, если они не существенны, как мы можем быть существенными?» — сказал Госслинг. — И тогда вы получаете это указание друг на друга двух разных групп, что приводит нас в круговой аргумент.
Около 51 процента этих частных самолетов сжигают как минимум 239 галлонов топлива в час. Это означает больше выбросов углерода за два часа и одну минуту, чем, по оценке МЭА, средний человек выбрасывает за год — 4,7 тонны (4,3 метрической тонны) загрязнителей, подсчитали в исследовании.
— Учитывая, что технологии не решат (климатическую проблему), я думаю, ответ ясен. Нам нужно начать с вершины, — сказал Госслинг.
Госслинг сказал, что способом решения проблемы выбросов от высоколетящих является взимание налога или посадочного сбора, эквивалентного ущербу, причиненному каждой тонной выбросов. Это около 200 долларов или 200 евро. Уэстин призвал к запрету частных самолетов.
Соединенные Штаты являются, безусловно, центром частных самолетов с более чем 68 процентами мировых частных самолетов — около 5 на 100 000 человек, согласно исследованию. Но Госслинг сказал, что частные самолеты есть везде, даже в бедных странах.
В Соединенных Штатах на Аляске наибольшее количество рейсов частных самолетов на душу населения — почти 5000 на 100 000 жителей, согласно другому исследованию студенческой туристической компании Rustic Pathways.