Депутат Госсовета Татарстана и управляющая МУП «Горводзеленхоз» Роза Заббарова ударила жительницу казанского поселка Салмачи Лилию Сагиди и разбила ей телефон. Этот момент попал на видео. А причиной ссоры стали незаконные канавы, которые рабочие МУПа хотели расчистить. Разбираемся в этой запутанной истории и даем слово обеим сторонам.
Конфликт
Конфликт разгорелся утром 2 апреля. Рабочие «Горводзеленхоза» начали расчищать канаву на улице Гостеприимный проезд в Салмачах. Местная жительница Лилия Сагиди попросила у них документы на земляные работы. Позже расскажем, почему для местных активистов эти бумаги принципиально важны. Прораб ничего толком не смог ответить, и через какое-то время в Салмачи приехала руководитель предприятия Роза Заббарова. Что происходило далее, мы знаем со слов местных жителей. Лилия настаивала на том, чтобы ей показали документы.
— Мы работаем. Есть у нас документы. Какие документы вам нужны? [Проводим работы], чтобы вас не топило. Приезжайте к нам, пожалуйста. Мы приехали работу выполнять. Не мешайте, пожалуйста, — слышно, как говорит Заббарова на видео.
В какой-то момент градус разговора повысился настолько, что депутат выбила телефон из рук Лилии. По словам активистки, тот отлетел на несколько метров и разбился, после чего Заббарова почему-то подняла его. Улучив момент, когда главе МУПа позвонили, Лилия забрала свой мобильник. По ее словам, сама она тоже пострадала — ушибла кисть, это позже зафиксировали врачи скорой.
— Судмедэкспертиза сама мне сказала: вы видите, что у вас синяки. У меня такое впечатление, что она меня ключами ударила. Знаете место, где пальцы сгибаются? Ниже у меня синяки. Боль была резкая, хлыстовая. В двух местах у меня кожа содрана, — описала травму в беседе с журналистом 116.RU Лилия.
Депутат
Мы попытались узнать позицию Заббаровой. У нее была неделя, пока мы ждали ответ. Но в «Горводзеленхозе» в итоге заявили, что начальница отказалась высказываться на эту тему.
— Роза Шарифулловна по данному конфликту комментариев не дает. Руководство в курсе, то есть руководитель и ответственные лица, которые были на месте. По поводу комментариев — мы не предоставляем никаких комментариев, — заявили в МУПе спустя семь дней ожидания ответа редакцией 116.RU.
Немного про Розу Заббарову. Она депутат от «Единой России». Причем уже очень много лет. Впервые в депутатское кресло она попала в 1999 году — в Казгордуму. С 2014 года Заббарова сидит в Госсовете. Она же заслуженный работник ЖКХ Татарстана. Собственно, это вся биография. Из интересного: Заббарова — член объединения женщин-депутатов «Мэрхэмэт — Милосердие».
Ну и депутат управляет уже упомянутым «Горводзеленхозом». Муниципальное предприятие, причем очень прибыльное. За 2023 год МУП принес 1,2 миллиарда выручки. Но при этом прибыль составила всего-навсего 105 тысяч рублей.
Сколько зарабатывает сама депутат неизвестно. С 2022 года народные избранники и все чиновники могут декларации не публиковать. Но по итогам 2021 года Заббарова отчиталась о доходе 2,4 миллиона рублей. В собственности депутата и ее мужа на тот момент были два земельных участка (один из которых почти на 20 гектаров), жилой дом (219 квадратов), квартира (145 квадратов) и некое помещение на 23 квадрата. При этом супруг Заббаровой за тот же год заработал всего 157 тысяч рублей. Зато у него есть «Мерседес».
Судя по сайту Госсовета Татарстана, за 10 лет работы Заббарова приложила руку только к изменению Конституции Татарстана в 2023 году. На этом, видимо, всё.
Документы
Проблема с канавой в Салмачах давняя. В 2021 году по госпрограмме сделали дорогу на улице Центральная, однако вместо полноценной ливневой канализации установили обычные трубы. Вода по ним стекает со всего поселка и сливается как раз на Гостеприимный проезд. Каждую весну эту улицу, на которой стоит около 30 домов, топит. В этом году воду сдерживал снег, скопившийся в оголовке канав. Приехавшие на прошлой неделе рабочие «Горводзеленхоза» расчищали этот снег, что не понравилось салмачинцам. Житель переулка и местный активист Руслан Фахриев рассказал корреспонденту 116.RU, что после уборки в его дом в первую очередь хлынет поток. Однако даже не это главная претензия жителей Салмачей.
Тут мы возвращаемся к документам на земляные работы. Канав, на которые жалуются активисты, на бумагах не существует. Городские власти и коммунальщики их «не видят», поэтому здесь нет нормальных ливневок с насосами, очистительных сооружений и поэтому не откачивают воду в Ноксу или на пустырь, объяснил нам Фахриев. Жители поселка даже выиграли суд у администрации района, но всё безуспешно, их по-прежнему топит.
Логика казанцев такова: раз «Горводзеленхоз» получил деньги на расчистку канав — значит, их как-то задокументировали. При этом у активистов есть ответы чиновников об обратном: что ямы — фантомы.
— У меня есть официальные ответы, что наши канавы не числятся и не состоят на балансе у администрации города. То есть как будто их вообще нет. Но раз они приезжают что-то чистить, значит, у них это как-то отражено. Мы хотели истребовать эти документы, приобщить к ним мои документы и отправить для проверки в прокуратуру. Тогда власти возьмут эти канавы на баланс и должны будут облагородить, обезопасить, тогда и топить жителей не будет, — описал планы Фахриев.
Прокурорские
Вернемся к конфликту с разбитым телефоном и ушибом. Полиция попросила Лилию написать объяснительную. Позже ее пригласили на профилактическую беседу.
— Так никто и не извинился. Прокурор пытался провести беседу, убедить, что я препятствовала работе. Но у меня были свидетели, что я ничему не препятствовала. Мне как бы в утешение сказали, что с ней (Заббаровой. — Прим. ред.) тоже побеседовали, что так нельзя. Ну мне так передали, — заключила Лилия.
Теперь она намерена обратиться в суд.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!