Им не страшны ни время, ни кризисы, ни мэрия Казани — магазины в подземном переходе на площади Тукая работают с незапамятных времен и при этом ничто не способно поменять их внешний вид. Странный разношерстный ассортимент, непонятные надписи и облезлые витрины в переходе в самом центре третьей столицы ежедневно наблюдают тысячи людей — горожане и гости города.
Выбегая из метро и двигаясь в сторону точки назначения, любой спешащий по делам человек все равно выхватывает краем глаза эти бесконечные атрибуты рыночного шика начала 2000-х. И каждый наверняка хоть раз задумывался: «А как они вообще там существуют? Неужели кто-то там еще покупает эту дребедень?»
Пару лет назад мэрия действительно хотела прикрыть все эти лавчонки, ссылаясь на то, что они были включены в перечень самовольно установленных и незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Казани, подлежащих демонтажу. Якобы срок договоров истек, а в соответствии с действующим законодательством возможности продлить их не было — законом предусмотрена процедура розыгрыша права на размещение нестационарного торгового объекта с аукциона. Но было это аж в 2020 году, а что мы видим на этом месте сегодня? Всё те же арендаторы со своим старым добрым ассортиментом. Так что, хотите говорить всем, что вы крутили мэрию Казани на этом самом, — представляйтесь владельцем магазинчика в подземном переходе.
Конечно, есть там и полезные мелочи, ради которых кто-то и специально спустится по лестнице в подземелье, — батарейки, одноразовые парилки, точка, где можно сделать ксерокопию, и та, где за короткий срок создадут копию ключей. Но по большей части, подземный шопинг — это треш на грани фола.
На магазинах со странного вида одеждой, вышедшей из моды еще лет 20 назад, при этом не отличающейся ни высоким качеством, ни супернизкой ценой, постоянно висят вывески «Ликвидация».
— Маркетинговый ход, не закрываемся, просто распродаем товар, — отмечает усталый продавец, приобнимая дурацкие сарафаны-палатки одной рукой и футболки со стразами другой. — Покупают, нормально, каждый день продажи бывают.
Не бедствует и отдел с мобильными аксессуарами — телефоны «мобильниками» уже давно никто не называет, но чехол, зарядное устройство, которое выйдет из строя уже на следующий день, и защитные стекла всё равно покупаются. Как и кольцевые лампы и стабилизаторы для видеосъемок.
— Вы блогер? — интересуется продавец. — Много фотографируете вокруг, может, вам нужна лампа? Только сегодня забрали предпоследнюю, еще одна радужная осталась, отдам со скидкой.
В лавке с восточными ароматами, самой эстетически привлекательной для прохожего, стоит очень серьезный мужчина, убивающий наповал своим взглядом, как только поднимаешь камеру в его направлении. Хрупкие, витые флаконы, аромат сандала и сказок Шахерезады совершенно не вяжутся со столь недружелюбным продавцом, хотя он вполне бы мог сойти за какого-нибудь стража дворца султана. Духи хорошие, стойкие, есть разные масла, цены, на удивление, невысокие, но за всё время наших наблюдений к этому отделу так никто и не подошел. Смею предположить, как раз из-за угрюмости продавца, а не минусов товара.
Большим спросом пользуется лавка с украшениями из, как заявлено, натуральных камней. Малахит, янтарь, жемчуг, оникс и им подобные цацкообразующие продаются действительно по очень низким ценам, в отличие от тех же шоурумов в социальных сетях. И витрина с блестяшками привлекает и женщин в возрасте, и совсем молодых девчонок. Одни выбирают аляповатые броши в виде кошечек и рыбок с каменьями, другие — чокеры и колье-цепи. Много серебра, перстни и серьги весом по полкило каждая. Недорого, но очень бохато.
Цветочный с синими розами пользовался популярностью еще 14 лет назад, как помню, все студенты, добирающиеся до университета на метро, покупали по одной яркой розочке для своих зазноб именно там. И букеты преподавателям зачастую брались там же. Цены выше среднего, а свежесть растений — ниже.
— Самые красивые цветы города у нас, берите, не пожалеете, у нас есть постоянные клиенты, которые десятилетиями берут у нас букеты, для девушек, жен, любовниц, на похороны, — смеется продавец.
Любимейший отдел с рок-атрибутикой, брелоками в виде военных жетонов и пуль, кулонов с инь-янем и языческими символами, нашивками с размытыми фотографиями панк-групп за последние 10 лет переезжал с одной точки подземного перехода на другую несколько раз. А ассортимент остается неизменным.
— Ну есть вещи, которые уже лет 15 висят, не продаются, — поделилась продавец. — Очень много кулонов на кожаных шнурках, в последнее время часто покупают что-то с «Королем и шутом», зарубежные рок-группы всегда пользуются популярностью. Школьники и школьницы чаще всего отовариваются, это наш основной покупатель.
Ближе к выходу у Часов на Баумана расположились самые любопытные, самые странные магазинчики с товарами, которые ну никак не могут пользоваться популярностью у современного человека. Непонятные чучела кошек и зайцев, чьи пустые взгляды и носы-пятачки так и молят: «Купи меня и похорони, заклинаю!» Маски анонимуса, популярные настолько давно, что никто уже и не помнит, а было ли их ношение трендом или нам это всё приснилось. Огромные флаги — российский и татарстанский, второй, к слову, дороже на 100 рублей. Ассортимент выглядит так, словно ты залез в голову к человеку, страдающему шизофренией, и не можешь найти оттуда выход.
— Покупают, еще как! На подарок из путешествия в Казань, кто-то ностальгирует по былым временам, молодежь для смеха что-то берет, но продажи всегда хорошие, не думайте! — уверенно говорит продавец одной из таких лавок.
А как вам кажется, стоит ли оставить торговые лавки в подземном переходе в центре города в том виде, в котором они находятся сейчас? Или всё же модернизировать во что-то более современное и красивое?