В Казани завершилась молодежная театральная лаборатория «Город-арт-подготовка» под руководством Олега Лоевского, ставшая настоящим театральным событием в жизни города. За 10 дней приглашенным режиссерам из Москвы, Санкт-Петербурга и Германии вместе с артистами из Камаловского театра и ТЮЗа, а также студентами Казанского театрального училища, удалось создать «с нуля» живые спектакли в местах, которые до того не становились театральной сценой.
Лаборатория в Казани в очередной раз доказала основной тезис тотального театра – сценическому действу не нужна сцена, а драматургия может звучать и в заброшенном ангаре, и под открытым небом. И неважно, что в ангаре специально для спектакля посадили живую березу, а колючая проволока возле него – стала декорацией для постановки естественным образом. Все пьесы лаборатории были поставлены в совершенно разных условиях: камерное пространство центра современной культуры «Смена», «эпический» ангар и открытое пространство возле него, с «лестницей в небо».
Различной стала и выбранная драматургия, и методики работы режиссеров. Казанских зрителей поразило отсутствие актерской игры и привычного взаимодействия между актерами в работе немецкого режиссера Андреаса Мерц-Райкова над пьесой «Волоколамское шоссе». И это не удивительно: немецкая школа непривычна, и не сразу приходит понимание, что отсутствие взаимодействия между актерами – тонкий, четко выстроенный прием. Актер не играет в привычном понимании, но передает внутреннее состояние персонажа через внутреннее наполнение. Да и текст выдающегося немецкого драматурга Хайнера Мюллера самодостаточен – нет необходимости его разыгрывать. Но по-настоящему потрясает, как в работе немецкого режиссера выстроено каждое движение руки, поворот головы, каждый шаг актера.
Участниками театральной лаборатории «Город-арт-подготовка» и зрителями постановок стали более 700 человек. Организаторы лаборатории Фонд поддержки современного искусства «Живой город» совместно с министерством культуры РТ и мэрией Казани.