Надпись о содержании в продукте усилителя вкуса глутамата натрия должна занимать не менее 30% упаковки и выделяться черной рамкой. Законопроект с таким предложением был внесен на рассмотрение в Госдуму. По мнению авторов документа, использование пищевых добавок приобрело пугающие масштабы и представляют реальную угрозу для здоровья нации.
Ранее депутаты от ЛДПР, которые разработали законопроект, предлагали более радикальные меры в виде полного запрета на использование глутамата натрия в пищевой промышленности. Однако эта инициатива не прошла, так как запрет пищевых добавок не может быть принят Россией в одностороннем порядке.
Синдром китайского ресторана – набор симптомов, который включает в себя головную боль, покраснение лица, потоотделение, чувство тяжести в области рта. Реже проявляется воспалением горла, болью в груди, учащенным сердцебиение и одышкой. Обычно проходит сам собой, и не наносит значительного вреда здоровью.
Среди исследователей идет многолетний спор. Одни считают, что синдром возникает вследствие употребления в пищу большого количества глутамата натрия, который в изобилии добавляют в блюда восточной кухни. Вторые утверждают, что прямой связи между пищевой добавкой и появлением синдрома нет, а возникновение описанных симптомов связано с употреблением в пищу экзотических продуктов.
«Принятая процедура регулирования не позволяет вносить изменения непосредственно в федеральное законодательство по вопросам запрета пищевых добавок без согласования со странами Таможенного союза. Поэтому вначале целесообразно принять законодательные меры, вводя предупредительные надписи на упаковке пищевых продуктов и на листах-вкладышах», – сообщает пресс-служба партии ЛДПР.
По аналогии с табачными изделиями парламентарии предлагают ввести надпись: «Продукт содержит пищевую добавку – усилитель вкуса глутамат натрия (Е 621)», которая будет располагаться на лицевой стороне упаковки и занимать не менее 30% ее площади. Как отмечается в законопроекте, информация должна быть изложена на русском языке и нанесена на потребительскую тару, либо лист-вкладыш для изделий потребительской тары. Информация помещается в рамку черного цвета и наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера.
С доводами парламентариев соглашаются эксперты, которые считают, что введение предупредительных надписей поможет создать у россиян более ответственный подход к выбору пищевых продуктов. Но одной этой меры недостаточно.
«Предложение вынести содержание глутамата натрия на этикетку продуктов, сделать ее легкочитаемой – первый шаг к тому, чтобы подход россиян к еде стал более осознанным, – уверен доктор медицинских наук, завкафедрой фармакологии МГУ, профессор Олег Медведев. – Тем не менее, единичное указание проблему не решит. Нашему государству нужен комплексный подход, такой, как в развитых Европейских странах. В Америке и Европе уже действует система GDA-маркировки, которая понятно показывает потребителю, сколько каких ингредиентов содержит продукт, и сколько этих веществ можно потреблять в сутки».
По мнению профессора, беда еще и в том, что помимо усилителя вкуса современная еда содержит огромное количество других, более опасных веществ, которые вообще не стоит употреблять в пищу. Однако о них этикетки российских продуктов молчат.
Возникает резонный вопрос, почему именно глутамат попал в опалу у лдпровцев, как будто другой химии в продуктах нет. Но партийцы, ссылаясь на мнение экспертов, утверждают, что это вещество опаснее других. Во-первых, глутамат натрия вызывает быстрое привыкание, и отказаться от него сложнее, чем от других пищевых добавок. Во-вторых, часть врачей считает, что глутамат может вызывать серьезные аллергические реакции, вплоть до астматических приступов («синдром китайского ресторана». – Прим. ред.). Наконец, в-третьих, длительное употребление продуктов, в состав которых входит усилитель вкуса, может спровоцировать развитие глаукомы, болезни Альцгеймера и других.
Фото: Фото с сайта Heydrscott.com