В Казани продолжается масштабное строительство и реконструкция автомобильных дорог. По планам властей в этом году дорожные рабочие должны сделать около 2 миллионов квадратных метров дорог и обновить почти 10 процентов всей дорожной сети города. Поздняя осень и зима для укладки асфальта – не самое благоприятное время, однако на многих участках до окончания работ по-прежнему еще далеко.
Деньги выделяются
В 2012 году Казань вновь превратилась в большую стройку. Но если раньше работы касались в основном строительства зданий и домов, то сейчас огромные средства были выделены и на ремонт дорог. Общий бюджет на этот год составил почти 8 миллиардов рублей, причем почти ¾ этих средств были выделены в рамках подготовки к Универсиаде. Еще два миллиарда дорожники получили из республиканского бюджета.
Ремонт завершен на Чистопольской, Вагапова, Файзи, Павлюхина, Эсператно, Вишневского, Черноморской, Салимжанова, Право- и Лево-Булачной, Горького, Бигичева, Ершова, Вишневского и других улицах, на Фермском шоссе, мосту и подходах к «Миллениуму».
Вместе с тем на многих участках работы продолжаются, причем кое-где до их окончания еще очень далеко. Идет процесс на Сибгата Хакима, Декабристов и Ленинской дамбе, улицах Бурхана Шахиди и Гадбуллы Тукая. Ремонт здесь стартовал еще 25 июля, но участок планируется завершить только к середине ноября. Месяцем ранее дорожники обещают сдать капитально отремонтированную улицу Московскую. Здесь уже завершен ремонт и открыто движение от стадиона до Чернышевского и от Камала до улицы Татарстан.
Проблемы остаются
В списке 22 городов, участвующих в проекте «Дороги России», Казань заняла достаточно высокое – восьмое – место. Результат города по пятибалльной шкале – 3,12, тогда как в среднем по стране оценка составляет 2,8 балла. Казалось бы, всё хорошо. Новые дороги строятся, старые ремонтируются – все счастливы. Но только рядовые казанцы с этим согласиться никак не могут: из-за пробок на работу и домой приходится добираться по несколько часов, а уж если и природа покажет свой гнев, то от своих автомобилей и услуг общественного транспорта и вовсе лучше отказаться. Движение во многих местах закрывается непродуманно, а ремонт иногда затягивается на долгие месяцы.
В чем причина? По официальной версии, помимо укладки асфальта и восстановления основания дороги, рабочим зачастую приходится еще и полностью менять коммуникационные сети. Например, канализационные сети на Тукая были построены еще в 1937 году, а ремонт улицы не проводился более 30 лет.
Дороги строят дураки?
Однако налицо и откровенные просчеты. Например, почему ремонт дорог нельзя было проводить летом, когда тепло и стоит хорошая погода? Как сообщил нам представитель одной из дорожных организаций, пожелавший остаться неизвестным, обычно проблема кроется в городских чиновниках, которые напрочь не умеют планировать свои бюджеты. По его словам, к концу года в распоряжении чиновников часто остаются неосвоенные деньги, которые были запланированы в расходной части бюджета. Перенести их на следующий год нельзя, а если не использовать сейчас, то в будущем году могут дать уже меньше. Вот и приходится им в экстренном порядке «осваивать» средства осенью-зимой.
Также чиновники любят устраивать по каждому поводу волокиту. Наш источник привел случай из своей практики: «Пару лет назад мы делали тротуар на одной из оживленных казанских улиц. К нам пришел куратор, дал задание, мы сделали разбивку и выполнили все его предписания. На следующий день пришел начальник какого-то отдела районной администрации, ему не понравилось, и велел переделать. Затем пришел еще какой-то начальник, потом еще и еще. В итоге дело дошло до главы района, и только после коллективного обсуждения «в верхах» мы наконец-то получили итоговое задание и смогли закончить свою работу – почти на две недели позже, чем могли бы. И такая ситуация далеко не редкость».
Естественно, очень многое зависит от финансирования. Государственные контракты выигрывают, как правило, «приближенные» компании, которые затем раздают субподряды. Но мало того что обычной фирме попасть в их число очень тяжело – даже счастливый статус не является гарантом получения от властей обещанных денег. Иногда техника простаивает по несколько недель и не может продолжать работу – фирме просто не дают денег за выполненный объем работы. Как следствие она не может расплатиться с рабочими и закупить материал для продолжения работ, отсюда и задержки.
Пока погода позволяет
Как будет развиваться ситуация вокруг ремонта казанских дорог – покажет время. По нормативам осенью укладывать асфальт можно до среднесуточной температуры +5 градусов. Пока установившаяся солнечная погода дорожникам благоволит, но уж очень бы хотелось, чтобы в будущем городские чиновники относились к своим обязанностям ответственнее и начинали думать об укладке асфальта не осенью, а хотя бы летом. Ведь морозоустойчивые присадки к асфальту пока еще не придумали.
Казанцам же остается только ругаться. «Из-за ремонта дорог «скорая» ехала к моей сестре на вызов семь часов, час стояли в пробке по пути в больницу, – пишет блогер Рамиль Хабибуллин. – Я считаю, что затяжка строительства дорог – это обыкновенная диверсия. Виновных за такие вещи судить надо!»
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА