В минувшие выходные под Казанью прошел этнографический фестиваль «Крутушка». В течение трех дней съехавшиеся на него люди не только из Татарстана, но и из соседних Чувашии, Марий Эл, Башкортостана, Самарской области, а также из других регионов не только смотрели на выступления именитых коллективов, но и сами учились петь, плясать, делать поделки из глины, ковать железо и упражняться в национальной вышивке. А на уставленной палатками поляне до утра не смолкали песни под гитару. Обычно героем «Персоны недели» на 116.ru становится один человек, но на этот раз нам пришлось нарушить это правило. Сегодняшние герои этой рубрики – художественные руководители и члены оргкомитета этого фестивали – муж и жена Александр Батраков и Дина Башкирова. В своем совместном интервью они убеждают – народное творчество не умерло. Оно успешно развивается, сохраняя традиции и обогащаясь год от года новыми талантами.
– Александр, расскажите, с чего все началось? Кто был тот человек, который придумал этот этнофестиваль?
Александр: На самом деле это стало результатом какого-то загадочного стечения обстоятельств. Интересы нескольких людей странным образом совпали в одно время и в одном месте. Зимой мы с Диной приехали в гости к людям, которые работали в этом лагере, и совершенно синхронно озвучилась мысль – а почему бы не сделать здесь хороший фестиваль.
Дина: Это было в феврале 2009 года, а уже летом состоялся первый фестиваль.
– А почему именно этнографический, что вас повернуло именно в эту сторону?
Дина: Во-первых, потому что Александр вместе со своими музыкантами ездил по многим российским фестивалям, набрал там некий опыт. Александр вообще очень давно занимается этнической музыкой...
Александр: Мы сами музыканты, и нам захотелось сделать так, чтобы у нас, в нашем регионе, был хороший фестиваль, который нам бы самим понравился. Дина поет и играет на скрипке, а я специализируюсь на всяческих народных инструментах, в частности на духовых.
Дина: При этом счастливом стечении обстоятельств родилась идея создать на территории лагеря такой уникальный мастер-класс, который был бы интересен и уникален по программе. Интересен не только для музыкантов, но и для зрителей, для художников и для мастеров. Нам хотелось собрать здесь все самое лучшее из народного творчества.
– А что было основной идеей фестиваля?
Александр: Основная идея была в том, чтобы свести в одном месте разные поколения. Молодежь и тех людей, которые являются носителями народных традиций. То есть бабушек, дедушек, которых через некоторое время уже не будет. И останутся только их ретрансляторы, которые по записям, по каким-то текстам будут это все воспроизводить. А для них, для этих бабушек, это жизнь, это их среда. Фольклор – это не просто песня, это образ жизни, очень органичный и цельный. И мы хотим соединить это поколение и поколение молодых людей, которые сейчас этим интересуются.
– Во что вылился первый концерт, кто составил основную массу его участников?
Александр: В отношении музыки половина программ – те самые бабушки и дедушки. Мы их стараемся привозить ежегодно.
– Можно сказать, что география участников вашего фестиваля год от года расширяется?
Дина: Они приезжают из разных регионов. Из Марий Эл, из Башкортостана, из Чувашии. Со всех регионов России. Бывало, что приезжали даже с Камчатки. А если говорить про первый фестиваль, то мы сейчас даже и не вспомним точно, откуда были все эти люди.
– Можно сказать, что фестиваль развивается, увеличивается количество его участников, количество его гостей?
Дина: Что касается участников, то их количество у нас ограничено. Во-первых, количеством комнат в здании лагеря, где они живут. А еще тем, что мы всем хотим дать достаточно времени, чтобы и выступить, и рассказать о себе. Поэтому после того как соберем заявки, приглашаем к нам только самые лучшие коллективы.
Александр: Даже не просто лучшие, а те, кто с пониманием относится к тому, что он делает. Ведь народной музыкой сейчас называется все что угодно. А мы хотим показать хорошую, большую, полноценную программу. Поэтому количество участников каждый год примерно одинаковое, это около 300 человек. А количество зрителей, конечно же, увеличивается.
– Каково же оно? Сколько их было во время первой «Крутушки»?
Александр: В первый год приехала тысяча, может быть, тысяча с небольшим людей. В прошлом году было около двух тысяч. В этом году намного больше. Но на самом деле нам не нужны несметные толпы людей. Мы знаем, что на некоторые фестивали приезжает большое количество людей просто потусоваться. А мы хотим, чтобы сюда приезжали те люди, которым именно это интересно, которые знают, зачем они сюда едут.
– Кто, на ваш взгляд, за эти четыре года был самым ярким коллективом или исполнителем?
Александр: В этом году была группа из Тувы «Хунхурту». Это коллектив, который занимается народной музыкой очень давно. Тувинская музыка, если можно так выразиться, взялась откуда ни возьмись, всплыла и ринулась на Запад. Они объездили весь мир и очень популярны именно за границей. Мы еще в прошлом году хотели их пригласить, но из-за их плотного гастрольного графика не получилось этого сделать. А в этом году мы заранее с ними связались и договорились, что они приедут.
– Вы платите гонорары участникам?
Дина: Кому как. Если это звезды мировой величины, то у них должен быть хоть небольшой стимул сделать «окно» в своих гастролях. Поэтому мы и берем по 250 рублей за вход зрителей на фестиваль. Организаторы – лагерь «Байтик», центр ИТО – информационных технологий, основные расходы, конечно, берут на себя. Потому что 250 рублей за три дня фестиваля – это очень смешная сумма. Очень мало окупается.
– Кого из исполнителей вам бы хотелось назвать еще?
Александр: Четвертый год подряд к нам приезжает Сергей Старостин, которого я бы назвал центральным элементом русской народной музыки у нас в стране. В свое время он много ездил по этнографическим экспедициям, собрал массу интересного материала. А сейчас он поет и играет на народных инструментах. Это исполнитель уже во многом забытых песен. А еще он очень душевный и теплый человек.
Дина: Исполнителей народных песен достаточно много, но он настолько харизматичный, он так поет, что просто заслушаешься. У него масса проектов, и мы его каждый год ждем, приглашаем, и он с удовольствием к нам приезжает. Потому что считает, что наш фестиваль – один из самых душевных.
– А как у вас на фестивале представлена татарская народная культура?
Дина: Самый яркий представитель татарской музыки, которого мы знаем, это, конечно, коллектив «Мубай», руководителем которого является Ильдар Мубаракшин. Это человек, обладающий потрясающим голосом. Он поет и татарские народные песни, и свои, авторские. Голос у него просто волшебный, со всеми этими татарскими переливами. «Мубай», пожалуй, единственная татарская группа европейского уровня из всех существующих в Татарстане. Естественно, что мы приглашаем его каждый год. А в этом году он открывал наш фестиваль.
– Какие итоги можно подвести по фестивалю в этом году?
Дина: Мы очень рады, что фестиваль состоялся уже в четвертый раз, это уже достижение. Зрителей и участников становится все больше. Что особенно радует – приезжает очень много людей семейных, даже с маленькими детьми. Поэтому мы в этом году сделали большую программу специально для детей. Мы рады, что этот фольклор слушают не только сами бабушки и дедушки, но еще и передают все это дальше, другим поколениям. Будем надеяться, что вот эти нынешние малыши будут нести все эти идеи и знания и дальше, следующим поколениям.
Фото: Фото автора