Не будет преувеличением сказать, что самым обсуждаемым событием в РТ стали теракты, направленные против видных деятелей ДУМ РТ. Эти нападения никого не оставили равнодушными, дать свою оценку происходящему мы попросили председателя Общества русской культуры РТ, профессора Александра Салагаева. В интервью редактору 116.ru он высказал свою точку зрения на причины этих терактов, призвал власти жестко бороться с проявлениями экстремизма, а граждан – требовать от властей неукоснительного исполнения закона.
– Александр Леонидович, как вы считаете, в чем настоящие причины убийства Валлиуллы хазрата Якупова и покушения на муфтия ДУМ РТ Илдуса хазрата Файзова?
– Сейчас общественности преподнесена такая удобоваримая версия, что все произошло якобы из-за денег за хадж. Она, можно сказать, лежит на поверхности и на нее легко все списать. Я же думаю, что все гораздо глубже. Валиулла Якупов, которого я знал лично, когда он еще был аспирантом в КХТИ, работал там заместителем секретаря комитета комсомола, был очень порядочным и очень небогатым человеком. Те, кто видел его однокомнатную квартиру в хрущевке, понимают, что тема обогащения его не волновала. Здесь вообще не о деньгах шла речь. Просто он всегда решительно выступал против ваххабизма, который привнесли в Татарстан шакирды, которые учились в Саудовской Аравии, многочисленные проповедники, которых приглашали оттуда же в 90-е годы. И руководство Татарстана должно признать свою ошибку, что когда у нас была построена тысяча мечетей, кадры не были подготовлены, и кандидатов в имамы посылали учиться в Эмираты, откуда они и принесли это чуждое течение. Поэтому с начала 2000-х началась борьба между традиционным исламом и этими ваххабитами. Об этом на сессии Госсовета РТ говорил министр МВД А. Хохорин. И она идет до сих пор. Я знаю, что на коллегии прокуратуры РТ приводились данные, что уже около 70 мечетей в республике захвачено ваххабитами. В Казани таких мечетей около двух десятков. Так что я думаю, что самая вероятная причина этих терактов – борьба ваххабитов с традиционным исламом.
– На днях прошло заседание Госсовета РТ, где глава республики снова ругал глав районов и бизнесменов, которые оказывают поддержку ваххабитам. И тем не менее создается впечатление, что государственные органы все еще не совсем контролируют ситуацию…
– Валиулла хазрат на одной из конференций в ДУМ РТ сказал, что ваххабиты у нас в республике пользуются поддержкой представителей властных структур. И более того, часть золотой молодежи, детей крупных руководителей тоже предпочитает ходить именно в ваххабитские мечети. Такая популярность связана с рядом причин, в том числе и с тем, что проповеди в этих мечетях ведутся на русском языке. Дагестанцы, азербайджанцы не понимают татарский язык, поэтому эти проповеди пользуются у них такой популярностью. И литература у ваххабитов идет на русском языке. Таким образом, иммиграционный наплыв облегчает их деятельность в Татарстане. Умма перестала быть в своей массе моноэтнической. Сейчас проповедники могут приехать из Дагестана, захватить в Татарстане мечеть и на русском языке проповедовать свои идеи.
– В последнее время достаточно активно стали проявлять себя члены организации «Азатлык», которые ультимативно требуют от органов правопорядка выпустить задержанных по этому делу. Люди, поддерживающие ваххабитов, все активнее вторгаются в медиапространство. Чем, на ваш взгляд, может на эти выступления ответить светская Казань?
– Я считаю, что эта борьба должна в первую очередь идти в самой мусульманской умме, в этих общинах. И здесь русская, русскоязычная общественность мало что может сделать.
Эта борьба должна в первую очередь вестись в мечетях. Возьмем ту же мечеть «Кул Шариф». Не секрет, что того же имама привезли из Нижнекамска, где он проповедовал в мечети, и он очень дружен с руководством Казани. И мне эта ситуация напоминает 90-е годы, когда национал-сепаратистам – Байрамовой, тому же «Азатлыку» – покровительствовали в очень высоких кабинетах. В условиях борьбы с Москвой они были выгодны тогдашнему руководству республики, которое разрешало им проводить разные митинги, чтобы отвоевать у Москвы какие-то права. Мне кажется, что если бы не определенные сепаратистские настроения у правящей элиты Татарстана, то давно бы уже зажали и Байрамову, и «Азатлык». Но, видимо, они до сих пор косвенно выгодны нашему руководству.
– Может быть вы и правы, но я опять сошлюсь на совещание, где президент Татарстана говорил о том, что пора положить конец деятельности ваххабитов. Как же после этого можно говорить о том, что они выгодны власти?
– С одной стороны, президент говорит, что пора положить конец, а с другой стороны, того же лидера «Азатлыка» Наиля Набиуллина постоянно показывают по ТНВ. Стоит ему провести какой-нибудь митинг – его сразу показывают. Я за свободу слова, но когда проповедуется сепаратизм и ваххабизм, какие-то радикальные взгляды, мне кажется, здесь должна быть адекватная реакция. Тем более что почти все СМИ у нас контролируются государством, и при желании это нетрудно было бы сделать. И если бы у государственных структур была твердая позиция, то у Набиуллина просто не брали бы интервью. А он до сих пор проповедует свои взгляды через телеканалы, привлекая тем самым своих сторонников.
– Каков ваш прогноз, что же будет? Если экстраполировать создавшуюся ситуацию на год, на два вперед, к чему мы придем? Нас ждет нечто безрадостное?
– Нет, не безрадостное. Еще можно ужесточить правоприменение. Если та или иная организация запрещена, то нельзя потакать ей и способствовать ее деятельности. Вот у нас должен был быть принят закон о нострафикации дипломов. Если диплом здесь не признан, то имамам, обучавшимся в Саудовской Аравии, нельзя разрешать проповедовать в мечети. На последней сессии Госсовевта РТ подобные поправки были внесены в закон. А мы должны требовать от власти соблюдения закона. Чтобы закон применялся не избирательно, чтобы в его применении не было двойных стандартов.
– Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов в своем недавнем интервью 116.ru сказал, что ждет повторения терактов, причем уже в отношении политологов и экспертов, которые поднимают тему экстремизма. Как вы считаете, теракты будут повторяться?
– Я думаю, что когда кампания по борьбе с терроризмом закончится, теракты продолжатся, но они все-таки будут направлены в основном против имамов. Я думаю, у нас будет разворачиваться дагестанский вариант, потому что цель ваххабитов – захватить все мечети и навязать верующим свое понимание ислама.
Фото: Фото из личного архива А. САЛАГАЕВА