Город В Муслюмово погорелицу третируют из-за неподходящей национальности?

В Муслюмово погорелицу третируют из-за неподходящей национальности?

Беспрецедентный случай, произошедший в селе Русский Шуган Муслюмовского района Татарстана, всколыхнул общественность республики. Одинокая пенсионерка-погорелица с 2004 года не могла получить положенную ей компенсацию за сгоревший дом...

Беспрецедентный случай, произошедший в селе Русский Шуган Муслюмовского района Татарстана, всколыхнул общественность республики. Одинокая пенсионерка-погорелица с 2004 года не могла получить положенную ей компенсацию за сгоревший дом, и причиной этого могла стать «нетитульная» национальность потерпевшей.

Восемь лет без дома

В свое время уроженка Владимирской области Надежда Чекашкина прибыла в ТАССР по комсомольской путевке, строить КАМАЗ. Да так и решила остаться в регионе: выйдя на пенсию, овдовев, она при помощи родни купила дом в селе Русский Шуган Муслюмовского района, где тихо и одиноко жила многие годы. Все изменилось в одночасье, когда в декабре 2004 году ее жилище сгорело по причине неисправной электрики вместе с хозяйственными постройками. В местном отделении МЧС женщине сообщили, что она может рассчитывать на компенсацию от государства в размере 50 тыс. рублей. По тем временам на это сумму можно было купить относительно приличный дом в сельской глубинке. Однако положенных по закону денег погорелице выдавать не спешили, и все это время она жила в местном сельском клубе. Отчаявшись найти правду в родных краях, Надежда Чекашкина отправилась в Москву, где побывала и в приемной Владимира Путина, и в центральном аппарате МЧС, и в Государственной думе, где ей сообщили, что ее дело находится на стадии решения и соответствующие документы направлены из Москвы в Муслюмовский район.

Однако, когда пострадавшая вернулась домой, то, по ее словам, услышала от главы Муслюмовского района Ришата Хабипова следующую фразу: «Была бы ты татарская апа, то в течение пяти дней получила бы дом! А так, русская маржа (сленговое, пренебрежительное название русской женщины в татарском языке), ты ничего у меня не получишь!».

Возможно, после подобных слов Чекашкиной только бы и оставалось как развести руками, но данная ситуация стала достоянием сельской прессы. Небольшая татароязычная независимая газета «Ирек майданы», в основном специализирующаяся на материалах из сельской глубинки, посвятила тяжелой судьбы погорелицы большой материал (№18, май 2012 года).

Что характерно, издание, в целом с симпатией относящиеся к татарскому национальному движению, глубоко возмутилась ксенофобской выходкой чиновника, и автор текста высказал мнение, что такие люди как он должны находиться за решеткой.

Реакция казанских общественников

После этой статьи, по всей видимости, по указанию районного начальства, 58-летнюю пенсионерку вместе с вещами буквально выкинули из клуба, где она «временно» проживала на протяжении многих лет. И непонятно как сложилась бы ситуация в дальнейшем, если бы статья не была бы переведена на русский язык некими общественными активистами, пожелавшими остаться в тени, и благодаря социальным сетям не стала бы достоянием широкой общественности. Доступная широкому кругу читателей информация вызвала шквал возмущений у целого ряда общественных и русских правозащитных организаций региона.

«За ширмой межнационального согласия и толерантности в Татарстане кое-где скрывается нацистский оскал, – написал в своем открытом письме председатель Общества русской культуры РТ Александр Салагаев. – Требую прекратить травлю Надежды Чекашкиной, оказать необходимую материальную помощь жертве пожара и наказать лиц, ответственных за нацистские высказывания и травлю русской женщины в Муслюмовском районе Республике Татарстан».

«В ситуации явным образом прослеживается неприязнь и дискриминация на национальной основе, – считает сопредседатель общественной организации Казанский гражданский союз Борис Бегаев. – Мы требуем возбудить уголовное дело для проверки всех обстоятельств данного возмутительного инцидента. В день визита премьер-министра России Дмитрия Медведева наши активисты планируют организовать уличную акцию протеста против чиновничьего и одновременно этнического беспредела в Татарстане. Сейчас нами разрабатывается схема помощи Надежде Чекашкиной, мы обращаемся к федеральным властям с требованием незамедлительно обратить внимание на этот вопиющий случай нарушения прав человека и Конституции России».

Также казанские общественники съездили в Русский Шуган, чтобы дать собственную оценку произошедшему. По всей видимости, среагировав на поднявшийся информационный бум, местные власти все-таки заплатили погорелице компенсацию, правда, почему-то из средств местного благотворительного фонда «Мэслим балалары» («Дети Муслюмово»).Правда, с учетом инфляции теперь, спустя восемь лет, дом на эти деньги уже не купишь. Но без крыши над головой пенсионерку все же не оставили, выделив ей полуразвалившуюся халупу, помогать обустраиваться в которой к ней приехал родной племянник.

Диагноз на скорую руку

Сельской администрации удалось поставить дело так, что еще недавно сочувствовавшие Чекашкиной односельчане стали относиться к ней как к выскочке, получившей деньги ни за что. Помимо этого к пенсионерке лично приезжал сам глава Муслюмовского района Ришат Хабипов, говорил ей о том, что она «разжигает межнациональную рознь» и требовал взять свои слова обратно.

Еще дальше пошел председатель Шуганского муниципального поселения Александр Жуков, который в разговоре с казанскими правозащитниками поспешил объявить женщину душевнобольной и сексуально озабоченной, ссылаясь на то, что в предоставленном ей доме проживает еще и некий более молодой мужчина (видимо, местный глава не знал, что тот ее родственник). Мало того, на следующий день после отъезда казанцев Надежду Чекашкину посетили какие-то врачи, которые намеривались сделать ей укол, но та не пустила их на порог.

Не отстал от местных боссов и директор сельской школы Фирдаус Фахрутдинов, который, со слов пострадавшей, пригрозил ей в том случае, если она публично не откажется от своих слов, собрать сельский сход и поставить на нем вопрос о выселении женщины.

«Никакого разговора между Ришатом Хабибовым и Надеждой Чекашкиной быть не могла, – озвучил официальную точку зрения руководитель аппарата Совета муниципального района Азат Ахметзянов. – Все визиты фиксируются в журнале посещаемости, фамилии Чекашкиной среди посетителей нет, значит, глава не мог сказать таких слов».

Со своей стороны, пенсионерка утверждает, что пришла к главе рано утром, и тот принял ее безо всяких бюрократических процедур.

На сегодняшний день обстановка в Русском Шугане продолжает оставаться сложной. По имеющимся данным, местное «Муслюм ТВ» готовит специальный репортаж, где пенсионерку намерены выставить душевнобольной, а районное руководство благодетелями. На Надежду Чекашкину оказывается прессинг как со стороны чиновников, так и односельчан, ее племянника выгнали из ее новой хижины под предлогом, что тот не имеет права проживать в предоставленной погорелице недвижимости. Ситуация в Муслюмово служит поводом для ожесточенной дискуссии в социальных сетях. Представители Казанского гражданского союза готовятся к одиночным пикетам в защиту пенсионерки в день визита Дмитрия Медведева. При этом информированные источники сообщают, что у главы Муслюмовского района имеется куратор и покровитель в аппарате президента РТ начальник Управления по работе с территориями Ильнур Гарипов.

И именно его подопечному в перспективе прочат место главы Набережных Челнов.

Виктор СОМОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем