Город «Хранительница» скандала

«Хранительница» скандала

Скульптура «Хранительница», вокруг которой совсем недавно полыхнули нешуточные страсти, может вновь оказаться в эпицентре скандала. Изваяние бурятского скульптора Даши Намдакова всё же появится в Болгаре, несмотря на протесты мусульманской общественности

Скульптура «Хранительница», вокруг которой совсем недавно полыхнули нешуточные страсти, может вновь оказаться в эпицентре скандала. Изваяние бурятского скульптора Даши Намдакова всё же появится в Болгаре, несмотря на протесты мусульманской общественности Татарстана, которая требует не устанавливать «чудовище из языческой мифологии» на священной для всех мусульман республики земле. Между тем «Хранительница» уже доставлена в Болгар.

Произведение Даши Намдакова действительно может внушить страх. У 12-метровой «Хранительницы», которая должна напоминать крылатого барса, острые перепончатые крылья летучей мыши, копыта вместо лап и весьма недружелюбный взгляд. Напомним, что главным автором появления «Хранительницы» в Болгаре был и по-прежнему остаётся бывший президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев. Изваяние Даши Намдакова приглянулось ему на персональной выставке бурятского мастера в Казанском кремле. По словам скульптора, Шаймиев настолько восхитился «Хранительницей», что не смог сдержать эмоций: это же наш крылатый барс!

Изначально изваяние предполагалось установить в Болгаре между мечетью и символом 1000-летия ислама. Идею поддержал и президент Татарстана Рустам Минниханов, отозвавшись о «Хранительнице» в своём микроблоге в «Твиттере» единственным словом «ошый» («нравится» по-татарски). Однако после взрыва общественного негодования, поддержанного большой частью мусульманской общественности за пределами Татарстана, глава республики распорядился вынести проект установки 12-метрового изваяния на очередное обсуждение. В итоге «Хранительницу» решено было перенести от греха подальше на волжский берег, где располагается Музей болгарской цивилизации. Впрочем, и это, казалось бы, компромиссное решение не успокоило мусульман, которые потребовали вообще не устанавливать «чудовище из языческой мифологии» на священной земле. По мнению мусульманской общественности, появление «Хранительницы» в Болгаре превратит город в место расположения идола, «и посещение этой земли для истинного мусульманина окажется недопустимым». В то же время глава Духовного управления мусульман Татарстана Ильдус Файзов занял осторожную позицию, заявив, что как культурологический памятник «Хранительница» имеет право на существование. Между тем 12-метровое изваяние, отлитое в мастерской Даши Намдакова в Италии, уже доставлено в Болгар. Сейчас «Хранительница» находится в тщательно охраняемом ангаре. Где именно будет установлено скандальное изваяние, пока не известно.

«Хранительница» может убавить авторитет Шаймиева среди татар

По мнению руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, установка скульптуры может спровоцировать радикально настроенных мусульман на акт вандализма. «Радикалы могут попытаться каким-либо образом повредить скульптуру, что, кстати, прибавит им популярности среди населения, – считает эксперт. – Однако большая часть сограждан, на мой взгляд, отнесется к этому как демонстративно проявленному неуважению Минтимера Шаймиева к мнению татар-мусульман республики. Результатом может стать падение авторитета госсоветника в татарской среде».

Мнение Раиса Сулейманова разделяет лидер радикального союза мусульманской молодёжи «Азатлык» Наиль Набиуллин. «Шаймиев как в годы своего президентства никогда не прислушивался к мнению народа, так и сейчас полностью его игнорирует, – убеждён татарский националист. – Я не знаю, чем объяснить эту принципиальность. «Азатлык» выступает решительно против появления скульптуры «Хранительница» в Болгаре».

Не возрождение, а одичание

Известный казанский историк, кандидат исторических наук Александр Овчинников, объявивший войну фальсификации истории в учебных изданиях, которые массово издаются в Татарстане, полагает, что все споры вокруг «Хранительницы» вызваны неясным статусом самого Болгара. «Если болгарские памятники – святыни ислама, то «Хранительница» не имеет к ним никакого отношения, – полагает эксперт. – Если же Болгар позиционировать как «культурное достояние татарского народа», то в тюркском язычестве можно найти аналогии этому памятнику. Однако болгарские руины считаются и мусульманскими святынями, и национальными памятниками татар. Здесь мы видим явное логическое противоречие: ислам, как и христианство, не может быть «национальным», а совмещение монотеистической религии с язычеством – явная ересь. Объяснить противоречие можно только в рамках мифа, допускающего нарушения логики».

По мнению Александра Овчинникова, сегодня вокруг Болгара создаётся идеологический миф, уже придумана «булгарская цивилизация», официально «сменившая» «тюрко-татарскую». «Внутри мифа множество натяжек и недомолвок, что, впрочем, для этого жанра вполне естественно, – убеждён собеседник 116.ru. – Комплексное рассмотрение ситуации вокруг Болгара заставляет признать, что мы имеем дело с ещё одним признаком архаизации современного российского общества. Явно мифическая «Хранительница» – лишь вершина айсберга. Например, одновременное участие в конструировании мифа священнослужителей и учёных напоминает существовавшую на Древнем Востоке практику, при которой освещавшие власть правителя жрецы были одновременно и священниками, и учёными. В то же время сам правитель считался главным жрецом, что мы, собственно, видим и в современных Болгарах. Это не возрождение, а одичание».

«Власть, элита не до конца понимает и учитывает те реальные процессы, что происходят в обществе и в общественном сознании. Поэтому и возникают такие коллизии, иллюстрирующие разницу в подходах и ожиданиях, – считает блогер Фэргат Давлетзянов. – Руководство стремится создать привлекательный туристический центр с высокой рентабельностью, а общественность видит здесь национальный, духовный центр со своей национальной спецификой и требованиями. Подобный конфликт рано или поздно должен был случиться. Выход здесь один: широкий общественный дискурс и активное участие представителей общественности в вопросах развития Булгар, Свияжска, других подобных заповедных зон, объектов».

Фото: Фото c сайта Тatpressa.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем