Приближающаяся универсиада и интенсивное жилищное строительство в Казани делают все более актуальными вопросы эффективного функционирования транспортных потоков города. И железная дорога, разумеется, играет здесь не последнюю роль. Гостя редакции 116.ru, заместителя начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Александра Черемнова, мы попросили ответить на самые актуальные вопросы, связанные с функционированием железнодорожной сети города.
– Александр Павлович, насколько успешно идет реконструкция вокзала на станции Восстание-Пассажирская?
– Сейчас на этой станции ведутся большие работы по созданию пассажирской инфраструктуры. Здесь возводится пассажирский павильон, в котором будет предусмотрен и зал для автостанции. Активно ведется строительство пешеходного тоннеля с выходом из здания на пассажирские платформы. В стадии завершения реконструкция станционных путей. В прошлом году управление этой станции переведено на микропроцессорную централизацию – это самые современные технологии в нашей сфере, аналогичное оборудование в Казанском регионе есть только на станции Юдино.
Такое развитие станция Восстание-Пассажирская получила в связи с необходимостью вывода транзитного движения с однопутного участка Юдино – Казань – Дербышки, находящегося в центре города Казани. Планируется все транзитные (проходящие) поезда пропускать по участку Юдино – Восстание-Пассажирская – Агрыз. Это позволит разгрузить Казанский железнодорожный узел и является более оптимальным с точки зрения технологии перевозок. В результате реконструкции станции Восстание-Пассажирская казанцы получат современный транспортно-пересадочный узел с рабочим названием Казань-2, который в перспективе планируется использовать и для приема поездов высокоскоростной магистрали.
– Как будет готовиться к универсиаде остальная инфраструктура Казанского региона Горьковской железной дороги?
– Для подготовки железнодорожной инфраструктуры ГЖД к транспортному обеспечению международных студенческих игр осуществляется специальная программа. Часть ее уже выполнена – завершено строительство повышенного пути и реконструкция подкранового пути тяжеловесной площадки на погрузочно-разгрузочном пункте станции Вахитово. Это нам позволяет обеспечить транспортировку грузов для активного строительства транспортных и спортивных объектов столицы Татарстана. Другие проекты – в стадии реализации. Реконструкция пассажирского терминала на станции Восстание с переносом транзитного пассажирского движения из Казанского железнодорожного узла на направление Юдино – Агрыз завершится в начале лета. К концу года планируем закончить работу по инфраструктуре интермодальных перевозок до аэропорта. А еще ведутся работы по реконструкции вокзальных комплексов, путей и платформ станции Казань, двадцати платформам остановочных пунктов Васильево, Лагерная, Адмиралтейская Слобода, Атлашкино и др.
В 2011 году ОАО «РЖД» освоило на подготовку железнодорожной инфраструктуры к проведению Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани 3,5 млрд рублей.
– Ведутся ли работы по строительству железнодорожной ветки до аэропорта?
– В мае 2011 года ОАО «РЖД» приступило к реализации инвестпроекта по организации интермодальных перевозок от железнодорожного вокзала до международного аэропорта «Казань».
В рамках проекта на реконструкцию вокзального комплекса Казань планируется направить около 700 млн рублей (в 2011 году израсходовано 73 млн рублей), на реконструкцию участка Казань – Тихорецкая – 3 млрд рублей (в 2011 г. – 270 млн рублей), на реконструкцию участка Тихорецкая – Аэропорт – 3 млрд рублей (в 2011 г. – 1,2 млрд рублей), на строительство терминала для пассажиров в аэропорту – 2 млрд рублей (в 2011 г. – 700 млн рублей). Кроме того, в рамках подготовки инфраструктуры осуществляется строительство других объектов железнодорожной инфраструктуры – тяговой подстанции, двух путепроводов, пассажирских платформ, станционных зданий, постов дежурных по железнодорожным переездам.
После реконструкции от железнодорожного вокзала Казань до международного аэропорта Казань можно будет доехать со скоростью до 140 километров в час. Пассажиры из центра города Казани до аэропорта смогут добраться за 25 минут. Кроме того, решится транспортная проблема для жителей и дачников пригорода и части Лаишевского района, ведь на участке планируется устройство остановочных пунктов Вахитово, Комбинат, Юбилейная, Березовая роща, Столбище, Аэропорт.
Для движения по новой ветке в рамках подготовки к универсиаде-2013 планируется запустить современный подвижной состав, ориентировочно по четыре электропоезда «Ласточка» (Desiro RUS) и ЭД-9М.
– В свое время в Казани много говорилось о внутригородской железной дороге, которая могла бы значительно разгрузить транспортную ситуацию в городе. Насколько возможно осуществление этого проекта сейчас?
– Внутригородское кольцевое движение пригородных поездов в Казани – достаточно актуальный проект. Использование железнодорожного транспорта во внутригородских перевозках мегаполисов является общемировой практикой, сейчас это направление активно развивается и в Москве. Главное преимущество – это скорость и надежность перевозок.
Пустив транзитные поезда по участку Юдино – Дербышки, мы расширяем пропускные возможности существующей железнодорожной инфраструктуры на территории Казани для пригородного и внутригородского движения. В пользу этого проекта также говорит и то, что две наши железнодорожные остановочные платформы – метро «Аметьево» и Восстание-Пассажирская увязаны со станциями казанского метрополитена. У казанцев появляется возможность выбрать оптимальный маршрут движения по городу.
В настоящее время ведутся предпроектные расчеты и обоснование проекта. Существуют разные варианты организации этого движения, нужно выбрать наиболее удобные для пассажиров и наименее затратные.
– Казанцы мечтают также и о таком амбициозном проекте, как скоростное движение на линии Казань – Москва.
– Организация высокоскоростного движения по специализированным магистралям со скоростями движения 300-400 километров в час к чемпионату мира по футболу, который пройдет в РФ в 2018 году, предполагается на участках Москва – Санкт-Петербург и Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург. В настоящий момент мы формируем свои предложения по тому, как это можно практически реализовать на территории ГЖД.