Город Денис Никитин, заместитель руководителя военного следственного отдела по Казанскому гарнизону: «Мы всегда готовы оказать правовую помощь гражданам»

Денис Никитин, заместитель руководителя военного следственного отдела по Казанскому гарнизону: «Мы всегда готовы оказать правовую помощь гражданам»

В преддверии весеннего воинского призыва сайт 116.ru пригласил в гости представителя структуры, с которой, в принципе, могут столкнуться многие из тех, кто впоследствии может иметь отношение к воинским преступлениям. Одни в роли потерпевших, другие – в роли подследственных. Беседуя с заместителем руководителя военного следственного отдела по Казанскому гарнизону Денисом Никитиным, мы попросили его поподробнее рассказать о деятельности военных следственных органов Следственного комитета РФ и дать некоторые советы призывникам и солдатам срочной службы, а также их родителям.

– Денис Викторович, давайте начнем с истории вашего отдела. Когда он начал работать?

– Наш отдел существует с сентября 2007 года, то есть с момента образования Следственного комитета России. Он осуществляет функцию уголовного преследования в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил, а также других войск, органов и формирований, где законом предусмотрено прохождение военной службы. Стоит отметить, что военнослужащие у нас есть не только в Министерстве обороны, но еще и в МВД, МЧС, ФСБ – практически везде, где носят погоны. Они также входят в нашу подследственность.

В отношении всех этих лиц мы при наличии соответствующих поводов и оснований проводим проверки, по итогам которых принимаются решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Также, по правилам УПК, военные следственные органы расследуют уголовные дела, если преступление совершается в составе группы лиц, где хотя бы один человек является военнослужащим либо относится к гражданскому персоналу военных ведомств. В зоне обслуживания нашего отдела находятся три республики: Татарстан, Чувашская Республика и Республика Марий Эл. Все военкоматы, находящиеся во всех этих трех республиках, все воинские части, все другие организации, где проходят службу военнослужащие либо работают граждане, заключавшие трудовой договор с Министерством обороны и иными ведомствами, где предусмотрена военная служба, все органы ФСБ, все внутренние войска на территории всех трех субъектов потенциально относятся к нашей подследственности. Поэтому нашим следователям часто приходится выезжать в командировки.

– Какого рода уголовные дела вам приходится расследовать?

– Основная категория уголовных дел, которые находятся в производстве следователей военного следственного отдела, это уголовные дела, связанные с уклонением от прохождения воинской службы. Когда призывник прибегает домой, то он, как правило, обращается в военкомат по месту призыва, в военную комендатуру, правозащитные организации или напрямую к нам. Мы информируем об этом тот военно-следственный отдел, ту военную прокуратуру, откуда он сбежал, и они нам перенаправляют в наш адрес уголовное дело, которое мы и заканчиваем.

– Сколько таких дезертиров было в прошлом году?

– В прошлом году отделом было закончено около 80 уголовных дел. Из них 50 с лишним было связано с уклонением призывников от военной службы. Другая основная категория воинских преступлений касалась неуставных взаимоотношений, где фигурировали в основном наши, казанские военные части. По прошлому году всего в производстве находилось 6 уголовных дел по фактам неуставных взаимоотношений. Как пример могу привести случай в военной части в Аракчино, которая в настоящее время уже расформирована. Там в прошлом году один военнослужащий нанес побои своему сослуживцу, потребовав от него вымыть полы, хотя сам должен был это сделать. Впоследствии он был осужден и приговорен к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.

Другой случай произошел в Казанском ВВКУ – бывшем танковом училище, где тоже отмечался факт неуставных взаимоотношений. В этом учебном заведении есть батальон, обслуживающий учебный процесс, где проходят службу солдаты. Один из этих солдат избил своего сослуживца, сломав ему челюсть. Он был приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.

Также были окончен следствием ряд уголовных дел о совершении военнослужащими дорожно-транспортных происшествий, даче и получении взяток должностными лицами, хищениях военного имущества, превышении должностных полномочий со стороны командиров (начальников) воинских частей и учреждений. Все обвиняемые в итоге были приговорены судом к различным видам наказания. Следственного брака в работе не имелось. Хотелось бы отметить, что каждое уголовное дело расследуется в отделе максимально объективно. Любой гражданин, представитель общественной, правозащитной организации, обратившийся в военный следственный отдел, будет обязательно выслушан с принятием всех предусмотренных законом мер, направленных как на привлечение виновных к ответственности, так и на возмещение причиненного вреда потерпевшим лицам. В случае, если будет установлено, что то или иное преступление (в частности, самовольное оставление части) было совершено вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, то совершивший его может рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности.

– Более крупные воинские начальники также попадали в поле вашего зрения?

– В современных реалиях, безусловно, одним из основных направлений деятельности военного следственного отдела является борьба с коррупцией, которая осуществляется бескомпромиссно, невзирая на звания и чины воинских должностных лиц. Например, в прошлом году было окончено и сейчас рассматривается в суде дело в отношении начальника управления по Казани ГУ МЧС России по Татарстану полковника Фердинанда Тимурханова. Он обвинялся в том, что формально устроил на работу своего знакомого, а деньги за него получал сам. Поскольку он является военнослужащим, то расследование этого уголовного дела входило в компетенцию военного следственного отдела. В настоящее время это дело рассматривается в суде.

– Вы говорите, что вы помогаете всем, кто к вам обращается. В каких случаях и зачем к вам могут прийти граждане?

– В случаях, когда у граждан имеются основания для заявления в военные следственные органы сведений, содержащих в себе признаки каких-либо преступлений. Кроме того, в случае, если гражданин считает противоправными действия какого-либо воинского должностного лица: начальника отдела военкоматов, командиров воинских частей, начальников военных учреждений МО РФ, МЧС, Внутренних войск МВД. Если гражданин считает, что кто-то из этих должностных лиц каким-то образом ущемляет его права и действия этих должностных лиц содержат в себе признаки должностного преступления, необходимо обращаться к нам сюда с соответствующим заявлением. Каждый день у нас идет круглосуточное дежурство следователей. Даже если это будет ночью, следователь всегда примет обратившегося к нему гражданина, напишет протокол на основании его устного заявления. Незамедлительно это заявление будет зарегистрировано в книге регистрации сигналов преступления, и будет проведена проверка, и если для этого есть основания, будет немедленно возбуждено уголовное дело. Следует отметить, что поскольку военные следственные органы организационно входят в состав Следственного комитета РФ, то к нам в принципе можно заявить и о любом преступлении, просто в случае, если будет выяснено, что расследование его в нашу компетенцию не входит, это заявление будет незамедлительно направленно по подследственности.

– Можете описать какое-то дело, которое вы расследовали именно после такого обращения граждан?

– Те же уголовные дела по факту неуставных отношений, о которых я уже сказал выше, были инициированы по результатам проверки обращений заинтересованных лиц. Это были родители избитых солдат, которые пришли к нам и рассказали об этих случаях. В любых случаях родители могут прийти к нам не только со своими детьми, но и со своим адвокатом, с представителями правозащитных организаций. Мы же не утверждаем, что именно вот этот сбежавший из части солдат будет привлечен к ответственности за самовольное оставление части. С него будут взяты подробные объяснения, при этом возможно присутствие представителей правозащитных организаций, Комитета солдатских матерей, адвокатов, родителей. Факты неуставных отношений сразу же регистрируются по книге сигналов регистрации преступлений. В этот же день факсимильной связью информация отправляется в военно-следственный отдел, где это событие имело место, для проведения проверки по фактам применения насилия.

– Вы в этом случае обязательно будете задерживать этого солдата?

– Нет! Здесь его никто не будет задерживать. Приказом начальника Казанского гарнизона в Казани создан специальный пункт временного содержания при воинской части, куда временно прикомандировываются такие военнослужащие. Солдаты продолжают здесь проходить военную службу, у них легализованный статус. Они продолжают ходить туда на службу до принятия по ним окончательного решения. В случае, если факт неуставных отношений подтверждается, в том регионе, откуда он убежал, возбуждают уголовное дело. Уже после этого из этой воинской части за этим солдатом к нам в Казань прибывает сопровождающий. И только после этого солдат едет по месту службы. Но не в свою часть, а в военно-следственный отдел, где будет расследоваться это уголовное дело по факту неуставных взаимоотношений. И там уже его для ограждения от возможного негативного воздействия со стороны сослуживцев и командования части прикомандировывают в другую воинскую часть. Потому что он нужен по месту следствия как потерпевший.

– Но ведь наверняка бывали случаи, когда матери отказываются выдавать своих сыновей?

– В крайних случаях, когда мать категорически отказывается отдавать сына, тогда он может остаться здесь на какое-то время. Но мы не орган военного управления, мы не принимаем решения о переводе военнослужащих. Некоторые матери просят – переведите, пожалуйста, моего сына в Казань. У нас нет таких полномочий. Только военный комендант может прикомандировать его в воинскую часть до принятия конкретного решения, а вопросами перевода военнослужащих занимается командование Центрального военного округа. В случае же, если человек сказал неправду, а этот факт все равно выявляется и неуставных отношений не было, тогда уже в отношении него возбуждается уголовное дело по факту самовольного оставления части. В этом случае уголовное дело будет расследоваться здесь, у нас в Казани.

– Насколько я знаю, перед принятием такого решения в обязательном порядке проводится врачебная комиссия такого военнослужащего?

– Не секрет, что часто при призыве молодой человек признается годным к службе, а в ходе следствия госпитальная военно-врачебная комиссия считает его негодным к несению воинской службы. В прошлом году было прекращено 16 уголовных дел в отношении данной категории лиц. Потому что военно-врачебной комиссией он был признан негодным или ограниченно годным к несению службы. Тогда он уже перестает быть субъектом воинского преступления, уголовное дело в отношении него прекращается, и он направляется в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

– Можете ли вы оставить адрес вашего отдела, сообщить номер телефона, по которому родители солдат и иные заинтересованные лица могут позвонить вам, обратиться за помощью?

– Адрес военного следственного отдела по Казанскому гарнизону: улица Островского, дом 20. Номер телефона доверия: (843) 292-13-08. По этому номеру может позвонить любой гражданин и сообщить обо всех известных ему фактах противоправной деятельности. Кроме того, есть интернет-приемная Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ на сайте Gvsu.gov.ru, куда тоже может обратиться любой гражданин. Сейчас начинается весенняя призывная кампания. Уже отмечены факты поступления в военный следственный отдел и военную прокуратуру Казанского гарнизона информации о сотрудниках военкоматов, которые незаконно требуют деньги с призывников за освобождение их от несения службы и выдачу военного билета. А ведь подчас призывники и без такой «помощи» имеют на это право! Допустим, у него есть заболевание, препятствующее прохождению военной службы. А недобросовестные работники комиссариата, зная об этом, начинают требовать с него деньги за освобождение от призыва. Если нам заявят о таких фактах, будут приняты все жесткие меры вплоть до немедленного возбуждения уголовного дела и задержания такого сотрудника военного комиссариата.

– Как бы вы хотели закончить это интервью?

– Подводя итог, хотелось бы отметить, что военно-следственный отдел всегда стоит на страже законных интересов граждан. У нас работают только высокопрофессиональные работники, поэтому даже в оказании правовой помощи гражданам мы тоже готовы пойти навстречу. К нам всегда можно прийти с жалобами, заявлениями и предложениями. И даже если мы будем не в состоянии разрешить эти вопросы сами, мы их направим в тот орган, который правомочен их разрешать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления