Город Экстремисты «размножаются» в колониях

Экстремисты «размножаются» в колониях

В татарстанских исправительных колониях сложилась устойчивая система распространения радикальных форм ислама. Об этом сегодня заявили участники экспертного совета, посвященного соответствующей проблеме. Нетрадиционные для мусульман республики идеологии на

В татарстанских исправительных колониях сложилась устойчивая система распространения радикальных форм ислама. Об этом сегодня заявили участники экспертного совета, посвященного соответствующей проблеме. Нетрадиционные для мусульман республики идеологии насаждаются через религиозную литературу и «зэков-проповедников». Хотя приверженцев таких течений в закрытых учреждениях меньше одного процента, эксперты полагают, что влияние их значительно. Специалисты даже предлагают организовать для радикалов отдельные тюрьмы либо содержать их в изолированных камерах.

«Сторонники радикальных течений не дремлют»

Сегодня на экспертном совете в Приволжском центре региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ специалисты сошлись во мнении, что уже глупо отрицать проблему распространения в исправительных учреждениях радикальных течений ислама. Официальное мусульманское духовенство Татарстана этим вопросом занимается несколько лет, в ДУМ РТ даже было создано специальное подразделение. Там отмечают положительный эффект от подобной работы, однако признают, что людей для решения всех вопросов сейчас не хватает. Как отмечает начальник отдела по координации взаимодействия с УФСИН ДУМ РТ Айрат хазрат Зарипов, сегодня в колониях Татарстана находится порядка 500 заключенных, соблюдающих каноны ислама. Обстановка в таких учреждениях была неспокойная еще в начале двухтысячных, поскольку в то время туда «потекли» разные направления.

«И в этот момент было упущено общее руководство, не было выбрано единое течение в исламе. В колонии попадали разные люди со своими идеологиями, что создавало нехорошую обстановку. Радикальные течения распространяются в колониях чаще всего посредством религиозной литературы. Сторонники таких течений не дремлют, они пользуются порой телефонной связью, и даже бывает, что с зоны выходят в Интернет, хотя все это запрещено», — пояснил Айрат Зарипов. Эксперт отметил и еще одну причину, по которой заключенные поддаются вербовке. В колонии после определенных внушений человеку обещают, что после выхода на свободу «братья» его не бросят, снимут квартиру, помогут с деньгами. Часто это действует на тех, у кого на воле нет ни жилища, ни родных, ни денег.

Один процент задает тон

Процент тех, кто является ярым последователем радикальных течений, в колониях невелик, считает председатель совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид хазрат Салман. Но при этом такие люди задают тон. По статистике, которую привел эксперт, за последние 12 лет было проверено 440 исправительных учреждений. Из всех содержащихся там людей 94% не имели представления о религии либо просто были атеистами. Из них 90% были этническими мусульманами: татары, башкиры, ингуши, узбеки, таджики и т.д. Представители остальных национальностей составили 4%. Приверженцы традиционного ислама составляли порядка 5%.

«Лица, которые попали под влияние радикальных идеологий еще на свободе, составляли меньше одного процента. Осужденные за терроризм под влиянием радикальных течений — также менее одного процента. Цифры совсем небольшие, однако они играют очень большую роль. Эти люди «делают погоду», и, возможно, к ним уместно применять какие-либо внутренние административные санкции. Например, изолированные камеры. Государство должно действовать в этом случае жестко. Только страх наказания может остановить человека», — считает Фарид Салман. Эксперт также отметил, что радикальными формами ислама чаще всего увлекаются именно неэтнические мусульмане. Например, мусульмане русские.

«Духовное управление держит этот вопрос на контроле, мы налаживаем тесные отношения с администрациями колоний, и они идут нам навстречу. Мы посещаем колонии, беседуем с заключенными, ведем разъяснительную работу. К примеру, сейчас конфликтов на национальной или религиозной почве в колониях не возникает. Мы также стараемся следить за книгами, которые читают осужденные. Так, сотрудники УФСИН изымают религиозную литературу и показывают ее представителям духовенства. Литература проверяется, ей дается оценка. В принципе, существует список книг, которые одобрены ДУМ РТ, по ним можно сверяться. Положительная динамика в этом вопросе есть», — отмечает Айрат Зарипов.

Нужны тюремные имамы

В ДУМ РТ отмечают, что на всю республику их сил пока не хватает. В подразделении по работе с УФСИН при этом управлении работает немного людей, и уследить за всеми колониями в Татарстане не хватит физических возможностей. Одно из решений проблем эксперты видят в создании должности тюремного имама, но для этого также нужны кадры. По мнению руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раиса Сулейманова, нужно рассмотреть возможность изоляции отдельных представителей радикальных течений.

«Для того маленького процента людей, кто насаждает радикальные течения, возможно, нужно создавать отдельные тюрьмы либо помещать их в изолированные камеры. Вспомним нурлатские события. Один из участников той банды отсидел в тюрьме, именно там он принял версию ислама от «Хизб-ут Тахрир» и взял оружие в руки», — заключил Раис Сулейманов.

Фото: Фото с сайта Нopeoffreedom.blogspot.com, видео Эдварда СОКОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем