Путешествия в новые города и страны всегда приносят множество ярких впечатлений. И важным слагаемым хорошего отдыха является его профессиональная подготовка и организация. О том, какова сейчас ситуация в туриндустрии, о новых пристрастиях казанцев в путешествиях, о Казани как уникальном туристическом бренде рассказывает президент Ассоциации туристских агентств РТ, генеральный директор турагентства «Персона Грата» Рамиль Мифтахов.
– Рамиль Зуфарович, как себя сейчас чувствует рынок туризма? Закончился ли кризис для его участников?
– Если говорить о выездном туризме то, к сожалению, кризис не закончился, а продолжается. Рынок по-прежнему лихорадит. Доказательством этого служит недавнее банкротство крупнейшего туроператора «Ланта-тур». Причинами его финансового краха являются просчеты в работе в кризисный период, когда спрос на отдых был снижен. Кроме того, в прошлом году туриндустрия сильно пострадала от различных природных и техногенных катаклизмов, что, конечно же, не способствовало росту рынка. Сейчас все туроператоры и турагентства находятся в ожидании законодательных поправок в сфере туризма, которые бы дополнительно упорядочили их деятельность и защитили права туристов.
– В чем они заключаются?
– Поправки, внесенные Госдумой, касаются создания в отрасли саморегулируемых организаций (СРО). Но у СРО есть свои плюсы и минусы. Плюсы – это установка адекватных правил регулирования рынка: его прозрачность, запрет демпинга, отсев непрофессионалов. Основной минус состоит в том, что СРО не обладает достаточным количеством денежных средств, которые можно было бы использовать для возмещения убытков в случае банкротства крупного туроператора. Если такой игрок разорится, то предполагаемые отчисления турагентств в 50 тысяч рублей никого не спасут. То есть ожидаемой защиты туристов СРО явно не предоставит. Поэтому решать проблему отрасли нужно комплексно, с выработкой и других механизмов, защищающих как игроков рынка, так и туристов.
– И что для этого необходимо сделать?
– На мой взгляд, нужно организовать комплексную страховку туриста: медицинскую, страхование от несчастных случаев и банкротства туркомпании. Такая страховка туристов весьма эффективно действует в Великобритании.
Кроме того, очень хорошее решение для агентств – это договора, заключенные от имени и поручению туроператора. Такое новшество обелит рынок, ведь на сегодняшний день более половины участников рынка работают в сером поле. Появится дополнительный контроль за турагентствами. С непрофессиональными посредниками туроператоры не будут связываться.
– А сколько туркомпаний сейчас работает в Казани?
– Если говорить о выездном туризме, то на рынке работает более 500 игроков. Это очень много, так как большая часть из них не профессионалы своего дела. Зачастую сотрудники таких компаний не могут дать собственным клиентам качественную информацию о туре. Отсюда различные накладки и недовольства людей испорченным отдыхом. Профессиональные участники рынка страдают от деятельности таких компаний, так как граждане потом перестают доверять всем турагентствам города.
– На ваш взгляд, в последнее время пристрастия казанцев как-то изменились? Какие страны для отдыха они сейчас выбирают?
– В последний год явно прослеживается тенденция переориентации казанцев с турецкого направления на европейские курорты. Это и Испания, и Италия, Греция, Болгария, Хорватия, Черногория. Учитывая, что на сегодняшний день в Европе кризис – цены на туры европейцы не поднимают, соответственно, и путешествия в эти страны становятся более доступными.
В ближайшее время такая же тенденция сохранится, так как Турция увеличивает цены, а Египет своей политической нестабильностью отпугивает туристов.
– Возрос ли спрос на туры в экзотические страны?
– Скорее даже несколько упал. Многие восточноазиатские направления в нынешнем сезоне операторы подсократили. Причина та же – кризис. И явного роста спроса на экзотические страны нет.
– Считается, что российский турист для «массовых» стран – специфичный. С ним связывают множество историй со скандалами, пьяными дебошами. Поменялось ли поведение наших соотечественников за границей за последние годы?
– Наверное, если и изменилось, то не сильно. Конечно, сейчас почти нет «пьяных» рейсов, как в 90-е, из-за ужесточения правил авиаперевозок. Но на местах, особенно в Турции, где в отеле «все включено», происшествия такие случаются. На мой взгляд, не важно, в какой стране человек выпил – если он не может контролировать свое поведение, то неадекватен будет везде.
– А лично у вас есть ли какие-то любимые страны?
– Я человек всеядный. Я себя комфортно чувствую в Турции, в Египте, на Бали, в Таиланде, в Мексике. Для меня посещение страны – это как книга. Она может быть новой. А может быть и уже прочитанной. И когда читаю ее в очередной раз, открываю что-то новое, чего раньше не заметил.
– Тогда, наверняка есть что-то такое, что вас поразило в ваших последних путешествиях?
– Да, конечно. Думаю, это саванна в путешествии по Кении и Танзании. Очень необычные впечатления. Настоящая дикая и естественная природа. Там кстати, в шесть утра мне довелось увидеть львиное семейство на прогулке буквально в нескольких шагах от себя. Были такие ощущения, что львы понимали, что именно они тут хозяева, а не мы, и снисходительно давали нам себя посмотреть.
– Давайте вернемся из Африки обратно в Казань. На ваш взгляд, можно ли наш город назвать туристическим центром?
– Безусловно, можно. Казань – это один из трех-пяти российских городов, который обязательно нужно посетить туристам. Тем более, посмотреть есть на что. Точно знаю, что те, кто посетил Казань, хотят вернуться сюда еще раз. Гостям столицы республики нравится наше гостеприимство, кухня, соединение культур. Если использовать метафору и провести исторические параллели, то Казань можно назвать крупнейшей жемчужиной короны Российской империи. Со своей неповторимой красотой, огранкой, цветом. Без такого драгоценного камня, как Казань, невозможно оценивать и говорить обо всей России.
– Наверное, в связи с Универсиадой будет расти и туристический поток в Казань? Готов ли к этому город и туркомпании?
– Проведение самого этого мероприятия очень важно для нашего города. Кроме 15-17 тысяч ее участников, сопровождающих групп, посмотреть мировое событие сюда приедут и тысячи туристов. Многие впервые увидят не только Казань, но и Россию. Кроме спортивных состязаний наши гости будут осматривать и культурные объекты, а потом рассказывать о нашем городе своим друзьям. Это даст колоссальный толчок для дальнейшего развития туризма. Ведь самая лучшая реклама о каком-то месте – когда о нем рассказывают из уст в уста.
– Готов ли город к такому «нашествию»?
– Готов. Город и республика вкладывают денежные средства в туризм. Развивается инфраструктура, строятся гостиницы. Это уже заметно и сейчас. Как представитель туротрасли отмечу, что туркомпании города ждут гостей и готовы показать им уникальные и красивые места Казани и республики.
– А что бы вы прежде всего показали гостям нашего города? Наверняка у вас есть свои любимые места в Казани?
– Восхищаюсь и люблю всю Казань. Но особенно – Казанский кремль. Каждый раз, когда там бываю, сразу представляю, что несколько веков назад под его стенами кипела жизнь. Люди рождались, умирали, любили и ненавидели. И все это на архитектурном фоне того, что сохранилось до наших дней. И получается, что Казанский кремль – живая частичка истории, к которой до сих пор можно прикоснуться.