Обвиняемый по делу о гибели «Булгарии» капитан буксира «Дунайский-66» Александр Егоров сегодня признался в суде, что жалеет, что не смог помочь пассажирам утонувшей «Булгарии». Однако виновным себя не признает.
По версии следствия, «Дунайский-66» 10 июля прошел мимо людей с затонувшего теплохода «Булгария». За неоказание помощи терпящим бедствие капитану грозит до двух лет лишения свободы.
«Дунайский» мог столкнуться с «Арабеллой»
Напомним, первый процесс по «Булгарии» уже прошел. Капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина приговорили к штрафу в 130 тысяч рублей. Его также обвинили в неоказании помощи терпящим бедствие пассажирам «Булгарии».
В отличие от Тучина, Егоров свою вину не признает и считает, что он не мог спасти людей из-за конфигурации своего судна. На процесс были вызваны спасшиеся пассажиры с «Булгарии», родственники погибших, а также капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, который и подобрал оставшихся в живых в кораблекрушении.
Восьмой день идет этот непростой процесс в Московском районном суде Казани. Александр Егоров приходит в суд с огромной сумкой, в которой лежит его многотомное уголовное дело. Сложные технические характеристики и экспертизы, противоречивые показания многочисленных свидетелей до сих пор не дали точного ответа – мог ли капитан буксира остановиться и помочь тонущим с «Булгарии».
В суде уже дал показания капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, который рассказал, что это он попросил Егорова отойти в сторону и не мешать в спасательной операции. Именно Лизалин сообщил суду, что «Дунайский» мог просто утопить находившихся на воде людей, поскольку буксир тащил перед собой две груженые баржи.
Неожиданно на защиту капитана «Дунайского-66» встал речник с 20-летним судоводительским стажем Анатолий Сердюков. О процессе он узнал из газет и решил прийти в суд, чтобы выступить в качестве эксперта.
«Я восемь лет ходил на судах такой же конфигурации. Все он сделал правильно, – считает Сердюков. – Чтобы спустить шлюпки на воду надо полностью затормозить, а это невозможно сделать быстро с таким грузом. Его начало сносить под действием течения. А это могло бы повлечь непредсказуемые последствия. «Дунайский» мог столкнуться с «Арабеллой», или наткнуться на мель, или передавить людей за бортом».
«Я увел судно, чтобы не мешать «Арабелле»
Во время судебного заседания обвиняемый сильно нервничал. Было заметно, что ему тяжело вспоминать тот роковой день, 10 июля, когда в районе 82 буя на Куйбышевском водохранилище он увидел плоты.
О плотах на воде, кстати, ему сообщил по связи капитан «Арбата» Юрий Тучин.
«Я разглядел плоты, когда мы уже приблизились к 82 бую, – вспоминает капитан. – Сбавил ход, там же разглядел какое-то черное пятно (вылившийся из баков «Булгарии» мазут. – Прим. авт.). Я не знал, что случилось, как вдруг услышал крики, и со стороны плота загорелся фальвеер. И тогда я понял, что случилось что-то ужасное. Я уже дал команду «Человек за бортом!», и матросы готовились спустить шлюпки на воду, но баржи продолжали двигаться по инерции, и нас относило в сторону. И тут я увидел, как навстречу нам идет «Арабелла». Я связался с капитаном по рации и объяснил, что состав у меня длинный и груженый, и что быстро я не остановлюсь. Он попросил меня отойти вперед и не мешать».
«Дунайский-66» отплыл от места трагедии пару километров и встал на рейд. Все это время Егоров ждал сигнала от «Арабеллы» в случае, если понадобится помощь. Но команда Лизалина сама справилась с операцией по спасению утопающих. О том, что «Булгария» затонула, Александр Егоров узнал из новостей по радио.
«Я очень жалею, что не смог помочь людям. Разве бы я оставил их в беде?! – воскликнул капитан в суде. – На спасательную операцию у меня ушло бы часа два, пока бы я отцепил баржи, пока спустил шлюпку. Я не считаю, что должен понести уголовную ответственность за преступление, но если бы вернуть все назад, я бы, наверное, поступил иначе».
Завтра капитан скажет свое последнее слово перед приговором. 116.ru будет следить за процессом.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА