Сделать детскую мечту устойчивым семейным бизнесом, использовать кризис для развития компании и при этом ездить на подержанной иномарке – о том, как все это удается совместить, рассказывает Глеб Шубский, совладелец сети технических центров «Автолига» – человек, по-настоящему увлеченный автомобилями.
– Любое дело начинается не на пустом месте, не просто так. Глеб Глебович, расскажите, как и с чего начиналось ваше дело?
– Все начиналось совершенно банально – школа, казанский университет, срочная служба в армии. После армии снова учеба, а затем Поволжская академия государственной службы. Но вместо государственной службы я вместе со своим братом решил сосредоточиться на автомобильном бизнесе. Понимаете, какая история, у любого, как мне кажется, настоящего мужчины есть тяга к технике, к машинам. 11 лет назад мы решали, чем заниматься, и когда в поле нашего зрения попало одно пустующее помещение, мы взяли и организовали в нем автомойку. Первое время сами мыли машины, затем набрали персонал. И эта автомойка постепенно стала обрастать сопутствующими направлениями, такими как полировка, химчистка, тонировка.
– И простая автомойка через десять лет превратилась в целую сеть автостанций?
– В результате упорного труда мы на сегодняшний день имеем сеть технических специализированных центров по обслуживанию любых автомобилей. Как отечественных, так и иностранного производства. Мы являемся официальными представителями Bosch в Казани. Мы работаем с такими автомобильными брендами, как Audi, Volkswagen, Skoda, мы осуществляем глубокое обслуживание и ориентируемся в BMW и Mercedes, поскольку продаем эти марки непосредственно в автосалоне. То есть осуществляем весь спектр услуг, связанных с ремонтом и обслуживанием любых автомобилей. Есть и эксклюзивные направления, родоначальниками которых в Казани мы стали. К примеру, ремонт вмятин без покраски.
– Это что-то вроде вакуумных присосок, которыми вытягивают вмятину?
– То, что это некая вакуумная установка, которая вытягивает вмятый металл, не более чем расхожее мнение. Естественно, что это немножко не так: существует целая технология, набор инструментов, с помощью которых производится ремонт. Это швейцарская технология, которую освоили наши специалисты, причем непосредственно в Швейцарии. Там эта методика особенно развита, потому что машины в гористой местности часто страдают от крупного града. Еще один уникальный ремонт, который никто в Казани не делает, окраска только участка машины или детали, которая имеет какое-то повреждение. Экспресс-ремонт – то есть ремонт и покраска в течение двух-трех часов, что тоже возможно только с использованием профессионального оборудования и технологий. Работаем мы и со стеклом – продукции Борского стекольного завода у нас огромный склад. Мы также дилеры крупной компании AGC Flat Glass. Мы единственные, кто в Казани представляет специализированный федеральный проект Bitstop – скоростной ремонт для автомобилей с поврежденным стеклом. Говорить об этом можно очень долго – автомобильный бизнес многогранен и велик, а мы представлены здесь практически во всех направлениях.
– Хочется узнать ваше мнение по поводу второй волны кризиса, которую предрекают нам экономисты. Что случится с автомобильным рынком Казани, что ждать автовладельцам и тем, кто только собирается купить свою первую машину?
– Средства массовой информации в последнее время действительно пестрят заголовками о второй волне кризиса. Кому-то эта информация уже глаза замылила, а кто-то относится к этой информации всерьез. Возможность второй волны я не отрицаю, но морально к ней готов. Но, напомню, я работаю больше со вторичным рынком, и в этом есть ключевой момент. Выезжая из салона, новый автомобиль автоматически теряет в цене, причем значительно. Если учесть, что цены на новые автомобили завышены, то это совершенно логичный процесс приведения цены в соответствие реальной стоимости машины. Поэтому покупая хороший трехлетний автомобиль, мы платим деньги, которых он стоит в действительности. Да и в случае продажи этого автомобиля через некоторое время мы опять получим все те же реальные деньги. Учитывая, что хорошую трехлетнюю иномарку из Европы можно спокойно эксплуатировать в наших условиях и она не будет требовать никаких серьезных вложений, экономически это приобретение будет целесообразно. Поэтому если мы речь ведем о вторичном рынке, то на самом деле кризис на него повлияет благоприятно. В кризис приостанавливается выдача кредитов, автосалоны продают новые машины все меньше, и это видно по отчетам автогигантов – автомобильный рынок новых авто замирает. А «вторичка» живет, ездит и обслуживается. Людям же надо на чем-то ездить – мир-то не останавливается. Соответственно, эксплуатация подержанных машин продолжится, а новых будут покупать меньше. И мы эти процессы видели, когда пришла первая волна кризиса. Поэтому я думаю, что и во вторую волну кризиса вторичный рынок будет развиваться. В случае же, если она нас все же минует или мы получим некую отсрочку, то продажи новых автомобилей будут продолжаться, а автоконцерны будут рапортовать о новых продажах. Если так, то все будет хорошо. Тем не менее я считаю, что кризис никуда и не делся, жизнь продолжает дорожать, а по сравнению с прошлыми годами бешеной динамики не наблюдается. Так что могу сказать – будем выживать и в кризисе, тем более что он не первый на нашей памяти.
– Вот вы говорите, что трехлетняя машина – наиболее выгодное приобретение, а у вас какая машина?
– Я тоже эксплуатирую не новый автомобиль, именно потому, что это экономически выгоднее. Сейчас у меня Mercedes 221. Я уже говорил, по каким причинам покупать и использовать трехлетнюю иномарку выгоднее. А если я буду покупать другую машину, тем более новую, то привезу ее из Америки, так получится гораздо дешевле. Если же покупать новый, такой же, как у меня, Mercedes здесь, это обойдется миллионов в семь. А через три года от этой цены останется, дай бог, два, а то и полтора миллиона рублей. Есть логика, правда?
– А с какими машинами работать легче – с маленькими городскими бюджетными или с огромными и дорогими? Чем разнятся клиенты в этом случае?
– Сложно сказать, вы знаете, порой приходит покупатель за машиной в несколько миллионов и начинает душу вынимать за каждую копейку. А бывает так, что покупает человек бюджетную машину и даже под капот не смотрит. Хотя, казалось бы, покупая машину недорогую, он должен наоборот дорожить каждым рублем. Не секрет, что машина для многих – мечта, и люди часто копят на нее, долго откладывая деньги. Парадокс, но часто для того, кто меняет машины как перчатки, для обеспеченных людей пободаться за каждый рубль принципиально. Ну а мы что, мы ведь рады всем покупателям, мы охватываем весь ценовой спектр. А каждый клиент по-своему уникален – сколько людей, столько и тараканов в головах. Мы пытаемся найти поход к каждому. В то же время из-за того, что продаем мы не новые автомобили, на нас ложится особая ответственность: если у человека что-то случится с машиной, он ведь придет обратно к нам. А наша задача сделать так, чтобы человек был доволен и рекомендовал нас своим друзьям-товарищам, ведь это для нас бесплатный источник рекламы.
– Как вы оцениваете казанских клиентов, есть ли у наших земляков какая-либо особенность?
– В Казани у людей совершенно потрясающий менталитет. Я, конечно, никогда не жил в Перми, не видел вживую «реальных пацанов», поэтому сложно сказать, как там. Бывал проездом в Сызрани и Ульяновске разве что. Казань, конечно же, не Москва, и слава богу, но я заметил, что у нас очень хорошо стоит на ногах средний класс. Нет такого, что только бедные и только богатые. Есть прослойка, которой не видно в других регионах, где есть только бедные и богатые. Кроме того, обеспеченных людей в Казани на душу населения тоже больше, чем в той же Сызрани, Перми или Ульяновске. Поэтому могу сказать только лестные слова о казанцах: достойная публика со своеобразным менталитетом, таким, что даже работать не всегда просто. Например, стремясь показать и даже приукрасить свое материальное положение и значимость, не всегда понимают разницу между разными по качеству продуктами. Не видят, почему один автомобиль дороже, а другой, внешне такой же, дешевле. К примеру, продаю я BMW за миллион восемьсот тысяч. Приходит селянин и рассказывает, что его друг купил за миллион шестьсот. И не может понять, почему по-разному стоят разные автомобили и разные комплектации. Тем не менее наш менталитет нам понятен, он приятен и радует, потому что люди у нас не злые. О какой-либо специфике предпочтений казанцев очень сложно сказать. Спектр интересов очень широк, поэтому каких-либо выделенных наклонностей не наблюдается. Единственно, могу отметить, что представители сельской аристократии у нас особенно любят BMW X5.
– А ваши собственные предпочтения в автомобилях, как они менялись с возрастом? Есть ли сейчас голубая мечта?
– Я совершенно отчетливо представляю свое детство, когда пределом мечтаний была «девятка». Про это и песни пели во дворе, и бегали «завидовать» соседям, которым посчастливилось приобрести не просто машину, а «с длинным крылом». Хотя знаете, самым первым впечатлением была «Волга 21» «универсал», причем с красным крестиком, «скорая помощь». А сейчас чувство любви к автомобилю конкретной марки как-то атрофировалось, потому что давно уже не ставлю для себя задачу купить ту или иную машину. Это можно понять – у нас автосалон, и за машинами часто ездим сами, и меняются они. Очень нравится Porsche Panamera, но и его я не ставлю для себя целью. Знаете как: вот есть хорошая машина Panamera, на которой с удовольствием бы покатался. И я думаю, что покатаюсь еще, возможность будет, но только как возможность. Будем везти кому-нибудь, вот и покатаюсь, пойму, что за автомобиль. А так, если не вдаваться в подробности названий моделей, очень люблю BMW, но приятно удивила Audi. При этом я не могу выделить какой бы то ни было параметр, это нечто среднее, такое общее впечатление. Это и управляемость, и комфорт, и мягкость хода, и неприхотливость. Особенно если дизель, то вообще сказка. А вот всем вашим читателям советую: ездите на Toyota Land Cruiser Prado. Она и неубиваемая, и в цене теряет очень мало.
– Что еще можно посоветовать нашим читателям и всем казанцам, водителям, будущим автовладельцам?
– Крепитесь друзья, скоро весна, будет легче. Понятно, что кризис, понятно, что выборы, но что не убивает нас, то делает сильнее. А кризис – это возможность показать себя и проверить свои возможности. Если купите подержанный автомобиль – welcome. Все-таки вся наша сеть автосервисов как раз и «заточена» на то, чтобы максимально комфортно решать вопросы автовладельцев со вторичного рынка.