Город Домострой Яков Геллер, генеральный директор Агентства по госзаказу РТ: «Смысл ЭТИС: дорогое – дешевле!»

Яков Геллер, генеральный директор Агентства по госзаказу РТ: «Смысл ЭТИС: дорогое – дешевле!»

Почему в системе государственных закупок сейчас происходит ломка? Какую роль играет электронная торговая площадка в Татарстане? Каким образом с помощью ЭТИС можно экономить на строительстве? Чем гордится и чего боится создатель площадки, генеральный директор Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер в эксклюзивном интервью узнала корреспондент 116metrov.ru.

«В сфере госзаказа происходит ломка»

– Как из работника ЖЭК дорасти до руководителя весьма значимой организации?

– Есть культовая фраза из одного известного фильма «Однажды в Америке». Когда герой спустя 35 лет возвращается к своему другу, тот его спрашивает: «Что ты делал все это время?» А тот отвечает: «Я рано ложился спать».

– Это ваш секрет успеха?

– Нет. Я, наоборот, поздно ложился спать. Для того, чтобы в сутках было 25 часов, нужно просто спать на час меньше. Если говорить серьезно, то когда я 37 лет назад с молодой женой и двумя чемоданами приехал в город на Каме (Набережные Челны. – Прим. авт.), то я конечно не думал, что мне удастся чего-то достичь.

У меня всегда была цель – чтобы дети были сыты и была крыша над головой. 37 лет назад я пошел работать в ЖЭК потому, что там давали служебную квартиру. Все остальное побочно. Я с благодарностью вспоминаю своих руководителей в Челнах. Автоград – это город, в котором меня научили работать. И никого не удивляют планерки в шесть часов вечера в воскресение с отдыхом до шести утра понедельника.

– Кого-то значит такой ритм удивляет?

– В Казани немного по-другому. Казань не пережила такой стройки. Универсиада – да. Но это более узко. А Набережные Челны строились вместе с КАМАЗОМ. Именно Челны научили меня делать все вовремя, отчитываться в срок и удивляться тому, что кто-то этого не делает.

– Какими достижениями вы гордитесь?

– Есть две вещи, участием в которых я очень горжусь. Это реформа ЖКХ и реформа госзаказа. Я ушел из ЖКХ, когда понял, что реформа развивается не так, как мне хотелось бы. Сейчас в сфере госзаказа тоже происходит ломка в неправильную сторону. И если она произойдет, то я как честный человек должен буду оставить эту работу. Потому что нельзя делать вопреки своему пониманию.

– Что вы имеете в виду, говоря о ломке?

– Дело в том, что знаменитый федеральный закон №94, регулирующий закупки, пытаются заменить на совершенно, с моей точки зрения, концептуально неправильную систему, которую назвали федеральная контрактная система. 94-й ФЗ – это закон об адвокатировании конкуренции. Развитие закупок возможно только на базе здоровой и добросовестной конкуренции. А заменять конкурентный отбор на субъективной – это не только коррупция. Это, я считаю, стагнация экономики и остановка развития. Есть закон, и не нужно ничего придумывать и испытывать. Нужно просто его соблюдать. Мы уже жили в условиях экономики, когда принимались субъективные решения. Вы не жили, а я жил. И я не хочу, чтобы мои дети и внуки жили в стране, в которой пиво бывает только двух сортов – пиво есть и пива нет.

– Неужели новая система настолько плоха?

– У государства есть такая обязанность – обеспечить бизнесу доступ к закупкам, регулируемым заказчикам. Если государство не обеспечивает этот свободный доступ, то управление страной скатывается в пучину субъективных решений, где каждый завклубом знает, как ему поступать лучше. Только лучше для государства или для себя? Сейчас против 94-го закона идет негатив, я даже думаю, что это какая-то заказная пиар-компания. Уверен, что люди, которые критикуют это закон, его не читали.

«Экономить на стройке неправильно!»

– Вы представили ЭТИС широкой публике в 2008-м. Трудно было объяснить необходимость этого проекта?

– Я с детства люблю фразу Льюиса Кэрролла из «Алисы в стране чудес»: «В нашей стране, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать». А чтобы опережать кого-то – нужно бежать в два раза быстрее.

– И поэтому решили внедрить электронные торги первым в России...

– Именно. Тем более, что уже была такая потребность. 2008-й год, если вы помните, ознаменовался финансовым кризисом. Содрогнулась вся экономика. Сейчас смешно вспоминать, а тогда ведь на самом деле боялись, что просто нечем будет зарплату платить бюджетникам. Мы банановая республика, только у нас не бананы, а нефть. А нефть падала в цене. И даже великий Татарстан тоже лихорадило, и все нервничали. Искали способы борьбы с кризисом. А это только два способа – либо увеличивать доходы, либо уменьшать расходы.

Идея ЭТИСа носилась в воздухе давно. Есть знаменитая фраза: «Сэкономленный цент – это заработанный цент». ЭТИС – система, которая позволяет оказывать содействие нашим местным товаропроизводителям и в то же время оптимизировать расходы. Именно оптимизировать, а не экономить. Ведь экономить, к примеру, на стройке – это неправильно. Нельзя класть более дешевый, но менее качественный материал. Надо дорогое покупать дешевле. Вот смысл ЭТИС: дорогое – дешевле! Второй смысл ЭТИС – каждый может заработать, третий – каждый может контролировать.

– Так для чего нужен ЭТИС?

– ЭТИС многогранен. Одна из граней – электронная торговая площадка. Посмотрите, что происходит. Мы начинали еще в 2004 году. Тогда Рустам Нургалиевич (Минниханов. – Прим. авт.) сидел на том самом стуле, где вы сейчас сидите, и на этой стенке происходил первый электронный аукцион. Тогда у меня плазмы не было. Тут фильмоскоп стоял, и на этой стенке он смотрел, что происходит. Было 24 июня 2004 года. Рустам Нургалиевич потом «через колено» заставлял внедрять электронный аукцион.

«Для внедрения ЭТИС нужен административный ресурс»

– А сейчас о таком виде закупок начали задумываться повсеместно...

– Да. Прошло всего-то семь лет, и уже никто не сомневается в необходимости электронных аукционов. Тогда мы были первыми, и на нас смотрели с удивлением. Обычно ведь любая идея проходит три стадии. Первая – этого не может быть! Вторая – в этом что-то есть. И третья – ну кто ж этого не знает? Вот сейчас для электронных торгов наступила третья стадия. А семь лет назад Рустам Нургалиевич руководил процессом первых электронных торгов в стране.

– Слышала, к вам постоянно приезжают, чтобы перенять опыт...

– Что есть, то есть. Месяц назад делегация из Нижнего Новгорода во главе с министром экономики уехала от нас, решив, что они у себя ЭТИС внедряют немедленно. И я их предупредил, что такую систему разработать теперь не сложно. Сложно убедить и заставить сменить салазки на колесо. Потому что салазки привычнее, менее затратно, и зачем это нужно, когда и так хорошо. Я сказал нижегородцам, что для внедрения ЭТИС нужно иметь абсолютный административный ресурс – поддержку и понимание руководства региона.

– ЭТИС в Татарстане уже работает. Что дальше?

– В мире начинается кризис, и это уже понятно. Будет мало денег, и снова нужно экономить. И мы сейчас будем втягивать в ЭТИС тарифообразующие предприятия. Потому что тариф на воду, тепло, газ и электричество состоит из труда, технологий и накладных расходов. А технологии состоят из покупных элементов. Для водоснабжения это та самая вода, строительные материалы – для ремонта. По какой цене покупают, как рождается тариф? Вопросов много. И нужно это анализировать, чтобы попытаться сдержать рост этих тарифов. Да, газ дорожает – так мы входим в рыночную экономику. Понятно. Но остальное почему дорожает? Может сказать ЭТИС. И мы будем искать ответ на эти вопросы.

Фото: Фото с сайта An-tat.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем