Метрополитен все быстрее входит в быт казанцев, которые из-за постоянных пробок на дорогах считают его самым скоростным и надежным среди всех видов городского транспорта. О том, как идет строительство Казанского метрополитена и в каком направлении он будет развиваться, мы попросили рассказать заместителя начальника МУП «Казметрострой» Вениамина Терзиманова.
– Вениамин Геннадьевич, прежде чем перейдем к вопросам, давайте подведем итог по многолетнему строительству метро.
– Сейчас Казанский метрополитен располагает семью станциями: «Проспект Победы», «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Тукая», «Кремлевская» и «Козья слобода». Первый участок Казанского метро был сдан в эксплуатацию 27 августа 2005 года. В декабре 2008 года введена в эксплуатацию станция метро «Проспект Победы», в 2009 году построены перегонные тоннели «Козья слобода» – «Кремлевская», которые прошли под руслом реки Казанки. С вводом в эксплуатацию станции метро «Козья слобода» общая протяженность тоннелей метрополитена составила около 11 тысяч метров. После открытия седьмой станции пассажиропоток увеличился в три раза и составил в среднем 90 тысяч человек в сутки.
– Многие казанцы хотели бы поинтересоваться у вас, на какое число запланировано открытие строящихся новых станций «Заводская», «Московская», «Декабристов»?
– Действительно, сейчас продолжается строительство второй очереди первой линии метрополитена. Ввести новые станции в строй планируется до старта Всемирных летних студенческих игр – в мае 2013 года. Мы работаем в три смены, 24 часа в сутки, не останавливая проходку ни на минуту. Уже готовы правый и левый перегонные тоннели от станции «Заводская» до станции «Московская». От станции «Московская» до станции «Декабристов» готов правый тоннель. На проходке левого тоннеля длиной 1367 метров работает комплекс «Сююмбике». Ведутся работы по проходке правого тоннеля от «Декабристов» к «Козьей Слободе». Комплексу «Алтынчеч» там нужно пройти 1372 метра. Обе машины идут со скоростью 8 метров в сутки. Глубина залегания тоннелей составляет от 14 до 22 метров. Прогнозируется, что с вводом этих новых станций метрополитена его пассажиропоток увеличится до 250-270 тысяч человек.
– Ясно, что многое зависит от финансирования проекта. Тем более что даже начало строительства метро в Казани несколько раз откладывалось из-за нерешенных проблем с финансированием. А как дела обстоят сейчас?
– На завершение строительства второй очереди первой линии метро нам должно быть выделено 17 миллиардов рублей. Финансирование смешанное: часть выделяется из федерального, часть – из республиканского бюджета. Например, в 2011 году нам было выделено 11,5 миллиарда рублей. Из них 10,5 мрд рублей составило федеральное финансирование, 1 мрд рублей – финансирование из бюджета Республики Татарстан. МУП «Казметрострой» работает по системе ЭТИС РТ, по которой осуществляется электронная закупка материалов.
– Когда начнется и когда должно закончиться строительство станции «Дубравная»? Как, кстати, пройдет вторая линия метро?
– По завершении работ на первой линии от станции «Заводская» к станции «Проспект Победы» мы должны приступить к работам по сооружению перегонных тоннелей на станцию «Дубравная» и самой станции, проект которой уже прошел Госэкспертизу. Она будет пересадочной станцией на вторую, Азинскую линию метрополитена. Есть разные варианты подхода к этой линии. Самый кратчайший ее путь можно начать со станции «Суконная слобода». Тогда она пройдет через станцию близ улицы Вишневского и выйдет на Кварталах недалеко от стадиона, на котором пройдет чемпионата мира по футболу в 2018 году. Есть другой вариант строительства этой линии, по которому она начнется от Московского рынка, где уже заложен оборотный тупик. В этом случае линия станет длиннее на несколько станций, что позволит значительно увеличить пассажиропоток. Понятно, что в любом случае как минимум две станции должны быть на той стороне Казанки. Под рекой мы уже проходили, так что технической проблемы это для нас не представляет. Чтобы начать это строительство, нужно согласованное решение, по которому должны быть выделены эти средства. То есть следующая линия – это новый проект, новые разработки, новые деньги.
– Пассажиропоток при этом опять увеличится?
– Разумеется! Предполагается, что нынешний пассажиропоток, который сейчас за день равняется 80-90 тысячам человек, с пуском каждой новой станции будет увеличиваться на 30%. Доехать от станции «Заводская» до станции «Проспект Победы» можно будет за 27 минут, то есть с любого конца метро до центра можно будет добраться за 15 минут. При наличии пробок в Казани за это время вас не довезет ни один транспорт.
– Несколько лет назад начальник Казметростроя рассказал мне, что в МУП «Казметрострой» поступило предложение от частных инвесторов протянуть метро до поселка Щербаковка. Насколько возможно внедрение постороннего инвесткапитала в ваши проекты?
– Ну, строительство новой ветки должен обсуждать прежде всего заказчик – мэрия города. Я бы на их месте это только приветствовал. Нужно только определить форму, в каком виде этот частный капитал участвовал бы в строительстве метрополитена. Может быть, это будет концессионный или какой-то другой вид финансирования строительства. Почему бы и нет?
– Станция «Московская» будет находиться рядом с железнодорожным вокзалом «Казань-2» и строящимся там междугородним автовокзалом. В связи с этим есть какая-то специфика в подготовке этой станции?
– Конечно. Именно поэтому мы готовим переход из станции метро на железнодорожный вокзал.
– Хватит ли городу двух веток? Первой, от Заводской в Соцгороде до Дубравной, и второй, от Суконной слободы на Квартала? Или же развитие города само по себе подразумевает развитие метрополитена?
– Развитие города всегда подразумевает строительство метрополитена параллельно с ростом города. Город растет, и метрополитен должен расти вместе с ним. Все города-миллионники растут от центра к периферии. Не случайно же с 1935 года ведется строительство метро в Москве, и оно не останавливается ни на минуту. Сегодня там принят очень дерзкий план – построить 75 километров метрополитена за пятилетку. Начав строительство метрополитена, как правило, ни один город его не останавливает. Город растет, и ему нужны новые станции.
– Уже сейчас имеется определенный подвижной состав на метрополитене. И даже мы, пассажиры, видим, что поезда часто обновляются. Процесс обновления подвижного состава и в будущем будет идти так же бесконечно?
– Вообще-то это вопрос, скорее, к руководству Казанского метрополитена, но я считаю, что это будет совершенно логичным. Казанцы должны иметь в метро современные, удобные, оборудованные кондиционером составы. Да и интервал времени, с которым они должны ходить в час пик, должен составлять 3-4 минуты. А для этого на линиях должны работать дополнительные составы.
– С какими проблемами сталкивается сейчас метрострой?
– Основная проблема – острая нехватка кадров. Мы ищем и постоянно набираем людей. У нас были две проходческие машины, а сейчас три. Скоро будет четыре. А каждая машина требует дополнительного персонала от 50 до 70 человек. Поэтому я приглашаю к нам новых работников. Наш отдел кадров готов принять квалифицированных специалистов. На строительстве метро требуются проходчики, машинисты локомотива, машинисты тоннелепроходческого комплекса, стропальщики, плотники, бетонщики, газоэлектросварщики. На нашем заводе ЖБИ требуются арматурщики и бетонщики. Средняя зарплата по МУП «Казметрострой» составляет около 30 тысяч рублей.
– Вениамин Геннадьевич, у вас есть что сказать жителям Казани?
– У меня есть к ним просьба. Да, строительство без шума не обходится, но поймите – мы делаем все на благо родного города и поэтому просим вас отнестись с пониманием к нашей важной работе. Мы приносим свои извинения за временные неудобства, но поверьте – скоро вы будете гордиться тем, что находится под землей рядом с вами!