Уходящий 2011 год оказался для Казани и Татарстана очень богат на события. К сожалению, не все были радостными. Наиболее обсуждаемые нашими читателями события редакция 116.ru решила вспомнить еще раз.
Карточный шок
В январе этого года пришло известие о повышении цен на проезд в общественном транспорте. С 15 до 18 рублей за билет подорожал проезд в автобусах (цены в метро и троллейбусах выросли с 12 до 15 рублей, в трамваях – с 10 до 12 рублей). Желающим сэкономить предложили купить электронную карту оплаты. Неудивительно, что наиболее оппозиционно настроенная общественность отреагировала на событие акциями протеста (правда, не слишком многочисленными – прим. авт.). Сами же чиновники в детали, видимо, не вдавались – поэтому остались повышением вполне довольны.
«Три года в Казани не изменялись цены на проезд, а сейчас мы смогли сдержать резкий скачок путем введения дифференцированной оплаты проезда, введения новой системы. Большинство жителей с пониманием к этому отнеслось – многие уже приобрели транспортную карту, пользуются и довольны», – прокомментировал 116.ru декабрьское повышение цен председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков.
Однако на этом чиновники не успокоились. И уже с 1 января 2012 года лишили льготников безлимитного проезда. Отныне они смогут воспользоваться проездным только 30 раз в месяц. Таким «изящным» образом пенсионерам предложили пореже пользоваться общественным транспортом.
Пожар в пивном пабе «Лепрекон»
Пожалуй, самое громкое происшествие зимы 2010 года. В огне погибли четверо посетителей. Между тем жертв могло быть намного больше. По разным данным, в ночь на 30 января в популярном казанском пабе находились от 60 до 70 человек.
Мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что необходимо составить черный список питейных заведений города: «У нас каждый на чем-нибудь экономит, а в конечном счете получается экономия на безопасности людей. По тем заведениям, которые откажутся пройти проверку, надо составить черный список – жители Казани должны их знать и осознанно делать свой выбор». А прокурор республики Кафиль Амиров распорядился провести внеплановые проверки всех заведений Казани на предмет соблюдения пожарной безопасности.
Виновной в этой трагедии признали хозяйку бара Розу Фарукшину. Вахитовский районный суд изначально приговорил ее к реальному сроку наказания – трем годам лишения свободы. Но через несколько месяцев, к немалому удивлению казанцев, прокуратура поддержала ходатайство адвокатов Фарукшиной, и ее отпустили на свободу. Исполнение приговора было отсрочено до достижения ее ребенком 14-летнего возраста.
Обрушение крыш и транспортный коллапс
Зима уходящего года запомнится прежде всего дорожными пробками. Коллапс начался в декабре 2010 и продолжался вплоть до весны. Виной всему – необычайно большое количество выпавшего снега. По версии городских властей, дорожные службы попросту не успевали его убирать, по версии обывателей – не очень-то и стремились это делать. В итоге на новогодние праздники движение в городе было парализовано. Казанцы, живущие на противоположных от работы концах города, добирались в свои офисы к обеду, а обратно домой – ближе к полуночи, очереди были даже в метро. Дабы не повторить ситуацию зимы ушедшей, в октябре мэр Казани озвучил свой способ борьбы с пробками.
«У нас все статьи расходов защищены, деваться некуда. Значит, будем отказываться от льготного обеспечения школьным питанием и от многих вещей ради того, чтобы зимой не встать. Другого выхода нет. Мы, конечно, работаем с минфином, попросим поддержки у президента. Иначе будем резать (очевидно, бюджет – прим. авт.) по-другому, и город будет наполовину освещен, лишь бы дороги были убраны. Перейдем на хлеб и на воду, но больше я 3 декабря 2010 года переживать не хочу», – заявил мэр.
В итоге детям питание не урезали, но зато ГИБДД взялась за парковки. В город также запретили въезжать фурам, а снег с улиц, согласно отчетам мэрии, вывозят по ночам тоннами. Однако сугробов на улицах, а особенно – во дворах, меньше почему-то не стало.
С необычайно снежной зимой связаны и многочисленные обрушения крыш в Казани, с которых, как оказалось, управляющие компании и не думали счищать снег. Ситуация была приравнена к стихийному бедствию. Особенно щедрой на обрушения оказалась первая декада февраля. Так, в начале месяца из-за тяжести снега обрушились крыша и даже кусок стены дома на улице Короленко. Под завалами погиб мужчина.
На Новоазинской на головы спящих жильцов пролился кипяток – просевшая кровля повредила трубы отопления. 7 февраля, когда чиновники обсуждали эту тревожную ситуацию в мэрии, не выдержали чердачные балки в «хрущевке» на Спартаковской. Назначили и виновных за эту напасть. Например, директор управляющей компании «Авант» Айнур Нуриев заплатит по приговору суда штраф в 20 тысяч рублей за обрушение крыш сразу трех жилых домов в Советском районе. Заметим, что из-за обрушения ущерб был нанесен почти в полмиллиона рублей.
Из-за обрушения кровли в доме на улице Коломенской прорвало отопление и затопило 13 квартир, что привело к ущербу почти на триста тысяч рублей. Но Люция Салимгареева – директор общества с ограниченной ответственностью «РемСтройК», которое обязалось убирать снег с крыши дома, – заплатит штраф всего в 30 тысяч рублей.
Освобождение Ирека Муртазина
По решению суда оппозиционера, против которого на процессе свидетельствовал сам Минтимер Шаймиев, выпустили 31 января условно-досрочно. Напомним: опальный пресс-секретарь первого президента РТ был осужден в ноябре 2009 года на один год девять месяцев за «возбуждение вражды к власти как к социальной группе». Постановление об УДО удивило даже самого Муртазина, ведь в его активе за время пребывания в колонии-поселении скопилось несколько выговоров и приводов в штрафной изолятор. Между тем Ирек Муртазин в тот же день покинул колонию и вернулся домой. Хотя прокуратура была против.
«Я глубоко убежден, что освобождение Ирека Муртазина выражает желание Рустама Минниханова, – говорит академик Российской академии политнаук Владимир Беляев. – Без его хотя бы косвенного веления этого бы не произошло. По политическим вопросам у нас судьи слишком зависимы. Президент республики сейчас ориентируется на молодежь – практически все начальники на сегодняшний день молодые. Он меняет глав администраций, он меняет министров, он меняет стиль руководства и вообще в целом политическую систему. Пусть пока не в сторону демократии, но, по крайней мере, в сторону от авторитаризма».
В бой идут одни рыбаки
В начале весны было объявлено, что все водные угодья в республике поделены между коммерческими структурами, отныне за рыбалку придется платить. «Распил» рек вызвал небывалую волну возмущения. В Казани на площади Свободы собрался трехтысячный протестный митинг. Это вынудило власть пойти на диалог.
Вот как прокомментировал это событие докотор политических наук Сергей Сергеев: «Выступление рыболовов-любителей 26 марта в Казани было, пожалуй, наиболее массовым протестным выступлением за последние 20 лет. Недовольство людей, насколько я представляю ситуацию, вызывал не сам факт введения платной рыбалки, а то, что большая часть удобных для рыбалки мест в ближних и дальних окрестностях Казани была отдана коммерческим структурам. Более того, в списках учредителей этих структур оказались дети представителей республиканской элиты.
Так, в совладельцах ООО «Камские круизы» значится Резеда Муратова (дочь вице-премьера РТ Равиля Муратова), а в совладельцах ООО «ННБ-Транс» – Айрат и Аделя Метшины, сын и дочь мэра Казани. Требования, высказанные митингующими, были вполне умеренными и не носили политического характера, и власти пошли с ними на диалог. Думаю, что конфликт разрешится благополучно, и места для бесплатной рыбалки сохранятся. Хотя это яркий пример того, как на пустом месте власть непродуманными и корыстными действиями может создать социальный конфликт».
Гибель «Булгарии»
Страшное известие пришло из Камского Устья 10 июля. Теплоход «Булгария» пошел ко дну по пути из Булгара в Казань. Причем, по первой информации, погибших было всего два человека. Правда оказалась ужасной: 122 жертвы. Среди них 28 детей, 72 женщины и 22 мужчин. Это была одна из крупнейших катастроф в современной России. Трагедия на Волге заставила власти зашевелиться и обратить внимание на безобразия в сфере пассажирских перевозок. Впрочем, все это напоминало известную русскую пословицу про гром и мужика. Ясно было одно: виновных надо искать на берегу.
В первые же дни после катастрофы под стражу были взяты арендатор судна Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Чуть позже был арестован и начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазиев. Проходивший по делу свидетелем заместитель начальника отдела регистрации и лицензирования Волжского управления Госморречнадзора 59-летний Александр Храмов покончил с собой, застрелившись из пистолета.
В Камском Устье развернули целую операцию по поднятию судна со дна реки. Именно в погибшем корабле обнаружили трупы захлебнувшихся детей, членов команды и пассажиров. Корабль отбуксировали в док, а затем, после осмотра следователями, пришвартовали к берегу. Теперь страшный призрак трагедии как вещественное доказательство ожидает решения суда на берегу.
Между тем, следствие по делу о крушении теплохода «Булгария» продлено до 10 мая 2012 года. Под суд также попали капитан сухогруза «Арбат» Юрий Тучин и капитан «Дунайского-66» Александр Егоров. Их обвинили в неоказании помощи терпящим бедствие. Юрий Тучин признал, что прошел мимо судна, но пояснил, что не знал о крушении теплохода. Его приговорили к 130 тысячам рублей штрафа. Второй капитан вины не признает, и его дело рассмотрят в Московском районном суде Казани. Он, кстати, требует разобрать действия экипажа «Булгарии», считая и их виновными в этой катастрофе.
Прогулки президента по Казани
Осенью этого года произошел грандиозный поворот в судьбе исторической части города. Экскурсию для самого президента РТ Рустама Минниханова провела в начале сентября известный казанский гид Олеся Балтусова. Все началось с того, что экскурсовод написала письмо президенту, в котором пригласила его на экскурсию по старому городу. И глава республики неожиданно согласился. Правда, прогулка по старой Казани получилась невеселой. Балтусова показала Минниханову, до какого состояния доведено историческое наследие в центре татарстанской столицы. После этой грустной экскурсии пешие прогулки Минниханова в сопровождении чиновников, прокурора и, конечно, гида стали регулярными.
«Скажу так же, как написала в своем ЖЖ: иллюзий у меня уже давно на сей счет не осталось. Но последняя надежда жива. Мы прошлись по Баумана, двум улицам Старотатарской слободы и осмотрели дом Михляева. То есть удалось показать президенту позор Казани – самый старый ее дом в жутком состоянии», – рассказала нам после первой прогулки Олеся Балтусова.
После президентских прогулок были подняты и вновь возбуждены старые уголовные дела по разрушению исторических памятников, в центре города приостановили строительство некоторых высотных домов и зданий, которые нарушают архитектурный облик старой Казани, некоторые бесхозные и запущенные исторические здания проданы с торгов владельцам с обременением. Теперь новые хозяева обязаны озаботиться судьбой зданий, представляющих архитектурную и историческую ценность, провести их реконструкцию.
Работа по сохранению исторического наследия продолжается. В планах чиновников привести в порядок исторический центр до Универсиады 2013 года.