Избежать повышения стоимости проезда удалось за счет льготников. Правительство Татарстана отменило для них безлимитный проезд. На днях кабинет министров республики принял постановление, ограничивающее свободу передвижения льготной категории граждан 30 поездками в месяц.
Льготники – тяжелое бремя бюджета
Отмены безлимитного льготного проезда в Татарстане транспортные предприятия добивались давно.
По региональному стандарту за перевозку льготника бюджет республики возмещал предприятию лишь 9 рублей 44 копейки.
«Теперь, если верить новому постановлению, за каждого льготника бюджет будет доплачивать до 16 рублей. Мы, конечно, рады этому постановлению, ведь так предприятие сможет избежать банкротства. По нашим подсчетам, только за этот год ПАТП №2 из-за неполного возмещения транспортных расходов на льготную категорию граждан потеряло около 200 миллионов рублей», – рассказал 116.ру главный экономист ПАТП №2 Ильдар Исмагилов.
За последние пять лет в Татарстане более 30 процентов предприятий перестали заниматься перевозками. Они просто не справились с постоянно растущими расходами на топливо и оплату налогов. В итоге в республике сократились маршрутная сеть и количество рейсов.
Против безлимитных проездов на общественном транспорте высказался на днях и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.
«Сейчас в Татарстане свыше одного миллиона льготников. В этом году республиканский бюджет выделил на ежемесячную денежную выплату 2,5 млрд рублей, а в следующем году эта сумма вырастет до 3 млрд рублей. В части компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий в 2010 году было перечислено 386,4 млн рублей, 2011 году – 405,4 млн рублей», – привел данные министр.
Пассажиры против новшества
Если транспортники и довольны новой реформой, то ярыми противниками таких изменений стали, конечно, сами льготники.
«Даже будучи на пенсии, я веду активный образ жизни. Навещаю внуков, которые живут в разных концах города, езжу в гости к подругам – то есть общественным транспортом пользуюсь очень часто. Естественно, каждый месяц у меня выходит более 30 поездок, как минимум 60, – рассказала 116.ru пенсионерка Нина Федоровичева. – Пенсии повышают на гроши – аж смешно. А теперь еще и урезали в льготном проезде!»
Буквально за пару дней на горячую линию министерства труда, занятости и социальной защиты РТ обрушился шквал звонков недовольных татарстанцев.
«Сегодня только за первую половину дня к нам поступило 15 обращений по вопросу отмены безлимитного социального проезда, – рассказали 116.ru в пресс-службе министерства. – Люди просят объяснить, что изменилось в транспортном обслуживании и почему».
В пресс-службе прокуратуры Казани 116.ru сообщили, что письменных жалоб от жителей города по поводу этой реформы к ним пока не поступало.
Вместо билета – талоны
С первого дня нового года число льготных поездок в общественном транспорте Казани будет ограничено 30 поездками в месяц. После этого карта будет заблокирована до следующего месяца.
В тех районах республики, где сейчас нет автоматизированной системы учета, жители будут ездить в транспорте по специальным отрывным талонам. Каждому льготнику ежемесячно их будут выдавать по 30 штук.
Однако многодетные семьи, сироты, инвалиды по-прежнему смогут без всяких ограничений пользоваться безлимитным проездным, отметили в минтрансе РТ.
Для взрослого человека 30 талонов обойдутся в 342 рубля. Талоны для детей будут стоить 206 рублей.
Повысить нельзя отменить
Поначалу, чтобы компенсировать расходы бюджета и транспортников, правительство РТ предлагало повысить тариф на проезд. Теперь же отмена безлимитного проезда позволит сохранить цены на билеты в общественном транспорте на прежнем уровне, заверили в минтрансе РТ.
«Обоснованность этих изменений под большим вопросом, – считает руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – Сначала была монетаризация, теперь отмена безлимитного проезда. Пенсионеры должны обратиться в суд, чтобы признать это постановление кабмина РТ незаконным».
Вот как высказался по этому поводу блогер Максим (MaximShvaliov): «Я рад, что пенсионерам ограничили количество поездок на транспорте. Они с утра и вечером, в часы пик постоянно куда-то ездят. Могут и обеда ведь подождать. В результате тем, кто работает, даже негде стоять, не то что сидеть. А работающие пенсионеры могут оплачивать свои поездки самостоятельно. Считаю, что 30 поездок на человека в месяц достаточно!»
Фото: Фото с сайта Кazan.bezformata.ru