Бьют тревогу жители улицы Чишмяле: прямо посреди многоэтажек из-под земли ударил родник. На месте газона сейчас разливается большая лужа, которая со временем грозит разрастись до размеров озера. А там, глядишь, и фундамент у домов поплывёт. По некоторым сведениям, Водоканал на месте уже побывал, но его специалисты лишь развели руками: прорвало не трубу, как мог подумать непосвященный. Взбунтовались подземные воды.
Чтобы понять, что сейчас происходит на Чишмяле, необходимо знать предысторию. Она такая. Озеро в этих краях было, и подпитывалось оно подземным источником. Правда, располагался водоем чуть ниже – на перекрестке Чишмяле с Фучика. Но вот несколько лет назад инвестор вздумал построить на месте озера заправку. Воду откачали, навезли на площадку грунта. А чтобы родник уж точно не смог вырваться наружу, часть участка для надежности еще и залили бетоном.
Правда, АЗС инвестор так и не достроил. В дело вмешалась городская прокуратура, которой удалось через суд добиться запрета на строительство заправки и, более того, обязать горисполком, сгоряча выдавший разрешение коммерческой структуре, восстановить озеро в первоначальном виде! От заправки на месте озера остались лишь пустые резервуары да ржавеющий каркас. А вот с восстановлением озера чиновники не спешат.
«Суд вынес решение еще в ноябре прошлого года! – негодует местная жительница Людмила Бородина. – И оно до сих пор не исполнено! Вот из-за этого у нас сейчас во дворах и забил родник! Подземные воды наконец-то нашли выход наружу!»
Улица Чишмяле сейчас напоминает растревоженный улей. К приезду корреспондентов 116.ru во двор гурьбой вывалили пенсионерки.
«Да у нас фундамент из-за этого родника поплывёт! Дом провалится! – причитала одна из женщин. – Третью неделю уже вода течет!»
Жительница дома №117 Галина Сульчакова заверяет: еще около недели назад дозвонилась в диспетчерскую местного ЖЭУ, оставила заявку.
«Тогда диспетчер мне сказала: «Мы вызывали Водоканал. Они приехали и ничего не сделали. Сказали: это грунтовые воды». А сегодня мне в диспетчерской сказали, что нет записи о моей заявке! Она (диспетчер) в журнале искала-искала и ничего не нашла!»
Корреспондент 116.ru решил лично позвонить в Водоканал и выяснить, в чем же все-таки дело.
Диспетчер, принимающая заявки по канализации, заверила, что никакой проблемы на Чишмяле нет.
«Вылива на улицу там не было. По крайней мере канализации. Засор в тех дворах действительно был – неделю или две назад. Но он уже устранен».
Диспетчер, принимающая заявки по водопроводу, и вовсе ничего не пояснила, заявив, что ей нужно знать дату поступления заявки. Но Сульчакова день своего обращения запамятовала, а в ЖЭУ, выходит, эти данные и вовсе затерялись...
В любом случае, трудно поверить, что в Водоканале за целых три недели так и не заметили масштабную утечку. Самое же занятное в том, что и решить проблему жителей Чишмяле, получается, некому. Разве что горисполком восстановит наконец озеро, открыв старый выход роднику.
Как сообщил 116.ru помощник прокурора Казани Ратмир Шайдуллин, приставы уже оштрафовали исполком за неисполнение решения суда на 30 тысяч рублей. После этого на очередное требование судебных приставов исполком написал, что уже ведется работа над проектом по восстановлению водоема. Впрочем, учитывая, что уже наступила осень, можно предположить, что к восстановлению озера на Чишмяле раньше следующей зимы все равно не приступят.
«Мы в любом случае будем контролировать ситуацию и принимать меры, – заверил 116.ru Шайдуллин. – Исполком уже исчерпал все свои попытки на обжалование судебного решения. Сейчас нам остается только исполнять. Проблема в том, что суд не указал конкретных сроков исполнения».
Независимый эколог и блогер Неля Биктимирова считает: корень всех бед в том, что большинство озер в Казани не признано официально. Вот и обращаются с ними чиновники, как хотят. Особенно когда появляется инвестор, вознамерившийся возвести на месте водоема очередную АЗС или коробку.
«Паспортизация казанских водоемов была проведена специалистами Казанского университета. Но работы оплачены исполкомом не были. Поэтому этот труд не стал юридическим документом. Основная проблема с городскими водоемами в том, что они даже не включены в государственный водный реестр. Например, когда уничтожался водоем у Энергоуниверситета, заявлялось: раз нет водоема в водном реестре, значит его не существует. Сам госорган, ведущий водный реестр, говорит, что он не полный. Поэтому остальные госструктуры распоряжаются водными объектами, как сушей.
При этом все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, считаются собственностью РФ. Сведения о них должны подаваться в Росводресурсы целым рядом ведомств. Это Росгидромет, Роснедра, Роспотребнадор, Ростехнадзор. И потом уже Росводресурсы, собирая эти сведения, должны включать водоемы в реестр. Это в идеале. Я могу лишь предполагать, как получается на практике. Либо эти органы не подают Росводресурсам сведения. Либо Росводресуры собирают эти сведения у себя и ничего с ними не делают».
Фото: Фото автора, видео Эдварда СОКОЛОВА