Город Ильдус Нафиков, прокурор Казани: «Министерство культуры нужно проверить на коррупционную составляющую»

Ильдус Нафиков, прокурор Казани: «Министерство культуры нужно проверить на коррупционную составляющую»

Ильдус Нафиков

Создать особую экономическую зону в объектах культурного наследия, приставить к каждому памятнику прокурора и проверить министерство культуры на коррупционную составляющую – такие смелые предложения озвучил в понедельник, 5 сентября, на совещании у Кафиля Амирова прокурор Казани Ильдус Нафиков. Как намерен надзорный орган сохранять наследие города и наказывать виновных в его уничтожении, Ильдус Нафиков рассказал корреспонденту 116.ru.

– Такое ощущение, что переполошились чиновники только сейчас. Неужели власти города и полномочные органы раньше не замечали, что историческое наследие Казани превратилось в руины?

– Прокурор республики давно уже обращает внимание города, республиканских структур на проблему сохранения памятников архитектуры. Еще 2008 году он проводил совещание по этому вопросу, неоднократно выносились меры прокурорского реагирования. Доходило до возбуждения уголовных дел.

Но понимание сегодня наступило такое, что одними только карательными мерами невозможно с этим вопросом справиться. Нужны и финансовые, и правовые рычаги. Последний толчок дал, конечно, президент Татарстана. Сегодня мы создали рабочую группу, которая должна составить план, что делать дальше. Эти предложения должны в ближайшее время лечь на стол к главе республики. В сентябре будет сессия Казгордумы, где будет рассмотрен вопрос о сохранении памятников архитектуры.

– Госорганы, как правило, предпочитают валить друг на друга. А вы как считаете, кто все-таки несет ответственность за утрату и разрушение памятников? Мэрия, республиканские власти, министерство культуры?

– Есть специально уполномоченные органы – Росохранкультура и министерство культуры РТ, которые занимаются этими вопросами. Начнем с того, что информацию об объектах культурного наследия не мы должны добывать, а эти органы должны нам предоставлять в полном объеме.

Эта информация о собственниках и о памятниках должна была отслеживаться. А на сегодня мы даже точно не знаем, сколько их у нас, кто собственник, какие у него обязательства. Проводятся ли все технические обследования этих объектов? Согласно нашим данным, не везде такие обследования были. Если бы это проводилось, мы бы вовремя принимали меры. Необходимо собрать все нормативные акты, копии охранных обязательств, копии актов технического обследования. Акты обычно должны выдавать до выдачи охранного обязательства. Нам же теперь приходится задним числом за весь пятилетний срок все это восстанавливать, вместо тех органов, кто этим должен заниматься.

– То есть вы считаете, что корень зла в министерстве культуры?

– Я считаю, эти министерство культуры и Росохранкультуру надо проверить в плане соблюдения сроков рассмотрения обращений предпринимателей, согласования тех или иных работ, документов. Ко мне поступают сигналы, что зачастую именно в этих ведомствах тормозится решение вопросов. По три месяца иногда люди не могут получить охранное свидетельство! Это же опять не стимулирует предпринимателей в плане восстановления памятников. И прокуратура уже в ближайшее время займется проверкой на предмет волокиты и, быть может, коррупционной составляющей.

– С 2006 года по факту разрушения памятников было составлено 38 уголовных и административных материалов. Кто-то реально ответил за нарушения?

– До суда, по нашей статистике, реально дошло четыре уголовных дела. И люди были осуждены. Это начальник управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани, другие люди. Остальные дела были закрыты либо за сроком давности, либо приостановлены за неустановлением виновных лиц. Пример тому – ситуация с уничтожением памятников под видом реставрационных работ этой зимой. Это очень хитрый иезуитский ход.

Проблема в том, что эти дела расследуют органы дознания.

Необходимо провести процессуальную проверку по всем приостановленным делам. Я подписал поручение всем прокурорам. А в УВД создается специальная следственная группа по делам этой категории. Если следствие возьмется, я думаю, мы выявим виновных лиц.

Кстати, есть предложение распределить все объекты по районам за каждым сотрудником прокуратуры, а министерству культуры выделить сотрудника для выезда. При этом обязательно проверим законность постановления исполкома от 24 августа 2009 года, по которому более 40 объектов исключены из списка памятников культурного наследия.

– Сколько у нас осталось памятников архитектуры?

– Только в городской собственности около 200 объектов, на их реконструкцию требуется 10 миллиардов рублей. Это только для Казани. А если взять в республиканском масштабе, федеральном? Здесь, конечно, суммы огромные, решение вопроса не очень просто найти, но решать нужно.

Состояние объектов неудовлетворительное, лишь 20-30 процентов зданий являются удовлетворительными. Здесь царит атмосфера безответственности, как со стороны собственников, так со стороны балансосодержателей здания. Если собственники будут содержать в плохом состоянии вверенный им объект, по суду будем возвращать его в муниципальную собственность.

– С санкциями все ясно, а что насчет стимулов? Может, собственникам памятников дать какие-то налоговые послабления?

– Бывает так, что на уровне законодательства бывают несостыковки. Вот, например, в федеральном законе об охране культурного наследия была норма, которая предусматривала на тот момент компенсацию собственникам, которые проводят реставрационные работы. Но до января 2012 года нормы этого положения приостановлены. Нужно выходить на федеральный уровень с просьбой вернуть эту норму.

Реставрационные работы очень дорогие. Надо искать какие-то стимулы для предпринимателей, чтобы им было экономически выгодно. Мы не можем просто взять и наказать всех. Мы должны выяснить, почему это экономически невыгодно и какие могут быть экономические стимулы. Может быть, ввести какие-то налоговые льготы по арендной плате, по другим платежам. Нужно искать ответы на все эти экономические вопросы. Был бы идеальный вариант, если бы в каждом объекте культурного наследия была особая экономическая зона.

Предлагаю разработать республиканскую муниципальную программу по восстановлению объектов культурного наследия, принять решение об освобождении от налоговой обязанности и предусмотреть какие-то финансовые льготы предпринимателям, которые содержат объекты культурного наследия.

– Не опоздали ли мы с программой? Ведь большая часть уже уничтожена?

– Никогда не поздно начинать. Лучше сделать сейчас, пока можно еще что-то сделать. Большинство памятников, я думаю, еще можно сохранить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем