На улице рискуют оказаться 17 семей из Высокогорского района Татарстана. Очистить жилье, в которое участников соципотеки заселили 7 мая 2011 года, требуют дольщики. Как выяснилось, дом достался Госжилфонду от коммерческого застройщика, не выполнившего перед последними своих обязательств. Когда же дело дошло до раздачи квартир в сданном доме, про дольщиков почему-то никто не вспомнил. Теперь они решили напомнить о себе сами, а крайними могут остаться участники программы соципотеки.
Ни прописаться, ни долги оплатить
«Нас просто подставили! Мы же не знали ни о чем. И сейчас нам некуда деваться. Уже и обои поклеили, и мебель завезли, и трубы даже поменяли кое-где из-за протечки...», – голос Светланы Багавиевой дрожит.
Она работает библиотекарем в школе. Зарплата – две тысячи. Плюс пенсия по инвалидности. Муж тоже инвалид, а на руках у Багавиевых полуторагодовалый ребенок. Они бы и соципотеку ни за что не потянули, если б не федеральная субсидия в пятьсот тысяч. Когда съехали из барака, в котором жили до этого, не могли нарадоваться. И вот, похоже, приехали.
Ни прописаться, ни коммуналку оплатить, а долги перед управляющей компанией, между тем, копятся. И в такой ситуации, как Багавиевы, оказались еще 16 семей. Причем десять из них получили квартиры в соципотечном доме на улице Мичурина по ветеранской программе.
Сказать, что участники соципотеки совсем не были готовы к визиту дольщиков, тоже нельзя. Власти предупредили о возможных притязаниях дольщиках еще во время торжественной раздачи ключей.
«Нас предупредили: «К вам могут явиться дольщики, вы их не пускайте. Мы вам ключи дали по закону, так что спокойно живите», – продолжает рассказ Светлана Багавиева. – Я лично это сообщение даже на свой счет не приняла. Не подумала, что это коснется меня. Услышала и забыла. А когда получила повестку в суд, была в шоке».
«Живите спокойно, вас никто не тронет!»
Дольщики настроены решительно. И это притом, что пока их претензии обращены даже не к участникам соципотеки, а к Госжилфонду. Истцы оспаривают протоколы Госжилфонда о выделении квартир в доме. Те, кто получил жилье вместо них, пока фигурируют в деле в качестве третьих лиц. Суд уже пошел дольщикам навстречу и запретил совершать регистрационные действия в отношении 17 квартир. Совершенно ясно, что дольщики являются хозяевами квартир. Их право собственности на спорное имущество признано вступившими в законную силу судебными решениями.
А что есть у участников соципотеки и ветеранской программы? По сути всего три документа. Окончательный протокол по выбору квартиры, сыгравший при заселении роль ордера; акт приема-передачи; график платежей. Причем протоколы, как уже было сказано, могут быть в любой момент оспорены в суде. Есть, впрочем, еще заверения чиновников и представителей ГЖФ, которые едва ли даже к делу пришьешь.
Недавно мы ходили на прием к главе администрации Высокогорского района и снова услышали: «Живите спокойно, вас никто не тронет!» Ну как «не тронет», если решение суда уже есть?! – переживает Багавиева. Идентичные по сути ответы женщина получила в Госжилфонде и районной прокуратуре. Независимые юристы, между тем, ситуацию оценивают однозначно.
«Я так понимаю, в ГЖФ просто торопились»
«Закон на стороне дольщиков. Решение суда будет в их пользу, – заверяет представитель Багавиевой Сергей Цапурин. – По большому счету суд, который идет сейчас – лишнее звено. Они могли бы прямо сейчас подать в суд на истребование имущества из незаконного пользования. И забрать эти квартиры».
По мнению Цапурина, есть два варианта развития событий. Первый, наиболее желательный: Светлану (и других дольщиков) все-таки признают добросовестным приобретателем. А значит, по закону ее не смогут лишить жилья. Если же это не удастся, придется требовать у ГЖФ выделения другого жилья в натуре.
«Дольщикам тоже деваться некуда, кроме как пытаться забрать это жилье себе. Рано или поздно эти люди однозначно будут между собой судиться. Просто тот, кто пострадает больше всех, скорее всего, и будет предъявлять претензии к ГЖФ, – считает генеральный директор юридического центра «Перспектива» Александр Милюхин. – Другой вопрос: почему не проверялись документы в отношении дольщиков? Взяли и продали квартиры, которые принадлежат другим. Я пока не представляю, каким образом в этой ситуации получится восстановить нарушенное право. Если Госжилфонд вернет все деньги, тогда получится, что он не исполнил свои обязательства по предоставлению жилья. И в любом случае сопутствующие убытки участников соципотеки будут значительными. Люди купили мебель, вложились в ремонт, продали старое жилье. Я так понимаю, в ГЖФ просто торопились. Квартиры надо было срочно сдавать, чтобы выполнить программу».
А вот в самом Госжилфонде, похоже, ситуацию оценивают более оптимистично. Сайту удалось связаться с представителем организации. И вот какой ответ мы получили.
«Я считаю, что такого просто не может быть. Не могли ведь эти люди ни с того ни с сего занять квартиры. Все это делается по результатам конкурсного выигрыша. Если у них на руках есть протоколы заселения, значит они на законных основаниях получили эти квартиры. Как может быть двойная продажа?! – прокомментировал ситуацию корреспонденту 116.ru советник директора ГЖФ РТ по связям с общественностью Мидхат Шарифуллин. – Пусть двое представителей из этих семнадцати семей приезжают в ГЖФ. Со всеми документами, которые у них есть на руках. Я лично их направлю в отдел имущества,чтобы разобрались с ситуацией. Мы обязательно разберёмся!»
Сайт 116.ru обещает следить за ситуацией.
Фото: Фото Андрея ГРИГОРЬЕВА