Ответить за крушение теплохода «Булгария» должны в первую очередь чиновники контролирующих органов. Так считает большинство (34%) аудитории, которая участвовала в нашем опросе на сайте.
Следом за ними, в соответствии с получившимся «антирейтингом», следует владелец судна – так ответили 34% респондентов. Арендатор корабля получил «почетное» третье место – этот ответ набрал 15% голосов. В том, что наказание должно понести начальство речного порта Казани, уверены 9% участников опроса, 4% поддерживают мнение, что за катастрофу должен ответить технический персонал речной гавани. 3% нашей интернет-аудитории возлагают вину на капитана судна. И, что любопытно, такое же количество читателей считает, что за катастрофу никто не должен отвечать.
А вот ни один из пассажиров железнодорожного и автобусного вокзалов Казани (опрос на улице сайт 116.ru в этот раз проводил среди них) с таким ответом не согласен. Почти половина из опрошенных на улице – 47% – солидарна с интернет-аудиторией в том, что в гибели «Булгарии» прежде всего виновны чиновники контролирующих органов.
Что сказали пассажиры?
Азат: Виновны арендатор судна и чиновники, которые выписывают техническое состояние. Капитан же в большей степени человек подневольный, хоть у него и был выбор, он связан какими-то договорными обязательствами. Насколько известно из СМИ, он за свой счет даже чинил этот теплоход. Это может быть только в нашей дурной стране!
Между супругами Ахметзяновыми Фаритом и Альбиной завязался небольшой спор:
А.А.: Хозяин корабля виноват, он же должен отвечать за корабль, он ведь с его помощью деньги зарабатывает. Арендатор тоже, но в меньшей степени, думаю.
Ф.А.: Большая вина на капитане. Он ведь непосредственно работает с кораблем, знать его должен.
А.А.: Но хозяин ведь должен вкладывать деньги в ремонт.
Ф.А.: Чиновники из контролирующих органов тоже частично виноваты.
Любовь Дмитриева, Набережные Челны: Во-первых, виноваты те, кто выпустил судно в плавание. Во-вторых, виновен капитан, который знал о плачевном состоянии судна, а также допустил перегруз. Рисковали жизнями людей ради денег, ради наживы. Их всех нужно жестоко наказать. Погибли дети неповинные.
Николай Дорофеев: Виновато только руководство. Капитан безвольный, у него за все идут штрафы, неустойки. Бывший капитан «Булгарии» же сказал, что судно уже давно требовало ремонта. И даже чехи подтвердили, что теплоход уже в 1975 году отработал свой ресурс.
Не представился: Пристрелить! Не могу сказать, кто виноват, я не знаю. Как говорится, следствие разберется. Вина, наверное, в первую очередь лежит на судовладельце и на капитане корабля.
Татьяна Варламова: Контролирующие органы. Когда нет должного контроля, начинается бесхозяйственность, и каждый пытается пойти на какие-либо уловки, чтобы заработать лишнюю копеечку. Капитан ведь зависим был, он мог потерять работу, может, ему даже угрожали, мол «Не пойдешь в рейс, будешь нам должен», всякое ведь может быть. Будь соответствующий контроль, никто бы лишнего шагу не ступил.
Мария Линева: Надо взять и всех наказать, причастных к теплоходу. Жалко очень людей. А тут найдут «стрелочника», а вышестоящие никто не пострадает. Я, единственное, в чем виню капитана, так это в том, что он ведь чувствовал же, что судно ломается, неужто он не мог развернуться обратно, приткнуться к берегу. Но виноватым один человек не может быть, здесь все в комплексе.
Бывший спасатель, не пожелавший представиться: Виноваты в крушении все в совокупности. У капитана есть власть, и он мог отказаться. Сказал бы «Не пойду!» Конечно, у него был риск без работы остаться, но тем не менее.
Ангелина Жиделева: Все-таки все несут ответственность, как и капитан, он видел, куда он нанимался. Арендаторы, когда брали судно, смотрели, что они берут. Те, кто продавал эти путевки, тоже виноваты – они за людей должны нести ответственность.
Любовь Гавина, Саранск: Виноват даже не конкретно какой-то человек, виновата ситуация в нашей стране. Полное, извините, раздолбайство уже в течение многих-многих лет. Возьми любое предприятие – оно существует только благодаря наработкам Советского Союза. Я вообще удивляюсь, как в нашей стране еще что-то существует. А эта трагедия очень страшна. И я не знаю, сколько нужно еще смертей, чтобы хоть что-то изменилось. Но, конечно, пострадать за это кто-то должен. Даже до тюрьмы. Ну надо встряску какую-то конкретную, у нас же ничего не доводится до конца.
Головы уже полетели?
Итог уличного опроса таков. Чиновники контролирующих органов набрали 47% голосов. На том, что наказание должен понести арендатор судна, настаивают 23% опрошенных. Непосредственно владельца винят 16%, капитана – 14%.
Технический персонал и начальство речпорта в трагедии, по мнению опрошенных пассажиров, не виноваты. При этом ответ «В трагедии не виноват никто» не выбрал ни один из наших респондентов.
А вот мнение представителей власти. По крайней мере к концу первой недели со дня трагедии с виновными, похоже, определились и в госорганах.
По делу о гибели теплохода «Булгария» пока арестованы два человека: генеральный директор компании ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина (субарендатор «Булгарии») и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. В ближайшее время им будет предъявлено обвинение.
Кроме того, следствие дало поручение транспортной полиции задержать и доставить в Казань капитана судна «Арбат» Юрия Тучина и капитана судна «Дунайский 66» Александра Егорова, не оказавших помощь терпящему бедствие теплоходу «Булгария».
Уволен директор казанского пассажирского порта Рашид Сафин. Такое решение принял гендиректор ОАО «Судоходная компания «Татфлот» Валерий Воронин в связи с тем, что Сафин выпустил в рейс «Булгарию».
Причем похоже на то, что отставка ждет и самого Валерия Воронина.
Как стало известно 116.ru, судоходной компании «Татфлот» вчера был представлен новый руководитель. Это и.о. директора компании Ринат Абдуллин, ранее занимавший пост первого заместителя министра экологии и природных ресурсов РТ. Окончательно утвердить Сафина должны на заседании совета директоров компании в конце июля.
Кроме того, начальнику Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Петру Комкову приволжским таранспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений.
Установлено, что 1 июня ведомство издало акт о готовности ООО «Аргоречтур» к соблюдению требований и условий при перевозках пассажиров. Однако фактически проверка ООО «АргоРечТур» и, в частности, судна «Булгария» не проводилась.
Внесено представление и начальнику управления на транспорте МВД РФ по Приволжскому федеральному округу Владимиру Берглезову. Должностные лица Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте не выявили и не пресекли своевременно безлицензионную деятельность субарендатора дизель-электрохода «Булгария» – ООО «АргоРечТур», незаконно выполнившего в июне-июле 2011 года пять круизов по различным маршрутам.
Фото: Видео Артура ИВАНОВА