Микроинфаркта стоил Евгению Миняеву его последний рейс на «Украине» (так в 2007 году назывался затонувший у села Сюкеево теплоход «Булгария»). Сегодня всего на один день Миняев прибыл в Казань из Набережных Челнов, где сейчас работает на грузовом танкере. Евгения Викторовича вызвали в линейный отдел внутренних дел речного порта. Перед визитом к следователям опытный речник успел рассказать корреспондентам 116.ru о том, при каких обстоятельствах он был уволен с несчастливого судна.
«Жаль будет, если его сделают «стрелочником»
По версии Миняева, капитана «Булгарии» заставили выйти на теплоходе с поломками. Иного выхода у речника не было – зарабатывают речники исключительно в летний сезон, а зимой сидят дома без зарплаты. Будешь возникать – замену найдут быстро. Кстати, то, что капитаны вместе с командами менялись на «Булгарии» каждый год уже, по словам Евгения Викторовича, говорит о многом.
На ремонт судна, уверяет капитан Евгений Миняев, не желали раскошеливаться ни пермский хозяин, ни казанские арендаторы: «Сразу же, как только мы вышли в первый рейс, у теплохода стали возникать проблемы то с двигателями, то с энергоустановками, то с генератором».
Дальше – больше.
«В рейсе из Астрахани механик не вылезал из машинного отделения, дышал над приборами, лишь бы теплоход добрался до места назначения. Я всю дорогу ругался с хозяевами, и когда теплоход с грехом пополам пришел в речной порт Казани…»
Окончание этой истории Евгений Викторович рассказывать не любит. Его супруга Татьяна Петрушина, которая в том рейсе работала на «Украине» бортпроводницей, поведала, как поступили с принципиальным капитаном его работодатели на берегу: «Стали пассажиров высаживать, а хозяин поднялся на борт с новым капитаном. Собрал весь экипаж в музыкальном салоне и сказал: «Евгений Викторович, мы в ваших услугах не нуждаемся. Вот новый капитан, передавайте ему все дела». После этого рейса мне пришлось мужу «скорую» вызывать. Он два месяца пролежал в больнице. До дома продержался, а в квартире – приступ. Сердечная недостаточность, микроинфаркт…»
«Я знал погибшего. Это был отличный капитан. Жаль будет, если его сделают «стрелочником». Я думаю, он всё делал правильно. А вот те, кто действительно виноват, ответственности не понесут», – возмущается Миняев.
«Без жесткого приказа (Работодателей. – Прим. авт.) он бы в рейс просто не вышел, – соглашается с мужем Татьяна Николаевна. – Если бы не вышел он, наняли бы другого! Лишь бы теплоход ходил. Хозяевам, мне кажется, вообще все равно. Лишь бы судно приносило прибыль».
«Сегодня речным флотом руководят те, кто к реке вообще никакого отношения не имеет, у кого просто есть деньги. Камское речное пароходство (Владелец «Булгарии». – Прим. авт.) раздало в аренду 78 судов. Но ведь арендаторы их не ремонтируют. У них другая цель – получить прибыль. Судоремонтные заводы хозяина стоят в полуразрушенном состоянии, теплоходам делают только косметический ремонт – и то для этого нет специалистов, людей набирают с берега, практически шабашников», – резюмирует Евгений Викторович. И делится с 116.ru совершенно уж жутким прогнозом.
«Скоро эти теплоходы начнут гореть!»
Миняев озвучил нам свою версию трагедии на «Булгарии».
«Видимо, теплоход шел с креном 3-4 градуса, ветер сильный, все пассажиры перешли на другой борт, крен увеличился, плюс неработающий генератор – совокупность факторов».
Если не принять мер, уверен Миняев, последуют новые трагедии.
«Подождите, эти теплоходы скоро начнут гореть. Потому что сегодня каюты отделывают новомодными материалами, а они все горючие! Теплоход «Россия» сгорел за 15 минут на рейсе в Волгограде, там были жертвы среди команды».
У причала, откуда отправилась в свой последний рейс «Булгария», вторые сутки стоит самарское судно «Петр Алабин». Это брат-близнец затонувшего корабля. Судно задержали в Казани, и на нем до сих пор работает комиссия. «Алабину» Миняев тоже вынес неутешительный вердикт.
«Вот смотрите, на него навешали рубку. Этот ветродуй еще страшнее, чем затонувшая «Украина», если совпадут обстоятельства».
Но пассажиров «Петра Алабина» прогнозы старого моряка не страшат.
«На «Петре Алабине» я плавал раз 18, – говорит пассажир самарского судна Анатолий Лимаренко. – Если «Булгария» – это металлолом, то в этом теплоходе я уверен на все сто процентов. Тут туроператор всегда один и тот же, и хозяин следит за состоянием судна. У меня путевка еще одна куплена на 15 августа, с удовольствием поеду».
Может, и поедет. Но в Самару из Казани Лимаренко с четырьмя внуками придется добираться уже по суше. Они – последние пассажиры, оставшиеся на борту «Алабина».
Часть туристов разместили на другом теплоходе, часть отправилась на автобусе в Чебоксары.
Команда судна от комментариев воздерживается. Неофициально речники сетуют, что на них СМИ уже успели вылить не одно ведро помоев. При этом заверяют: судно в хорошем состоянии. Ну а то, что комиссия на борту работает уже вторые сутки – ничего страшного. Были бы грубые нарушения, всех бы давно на сушу ссадили. А так… Речники подождут и снова отправятся в путь. По крайней мере все на «Алабине» хотят в это верить.
Подробное интервью с экс-капитаном погибшего судна Евгением Миняевым появится на нашем сайте в ближайшее время.
Фото: Фото Андрея ГРИГОРЬЕВА