Почти 2 миллиона рублей успел присвоить бывший военком Кировского и Московского районов Казани Василий Ткаченко за пару лет работы на весьма хлебном, как выясняется, посту. Казанский гарнизонный военный суд оценил его похождения в 7 тысяч (!) рублей штрафа и условный срок. При вынесении приговора служители Фемиды учли наличие у 45-летнего полковника запаса детей на иждивении и госнаград. В нюансах 15-томного уголовного дела разбиралась корреспондент 116.ru.
Финансовые «спецоперации» полковник отмечал загулами
По данным следствия, на призывной кампании Ткаченко сколотил себе приличное состояние. Впрочем, едва запахло жареным, военком поспешил избавиться от всех богатств. Ведь следователь хотел наложить арест на имущество.
Кто первым сдал полковника ФСБ, доподлинно неизвестно. Скорее всего, компромат на военкома слил кто-то из его же подчиненных. По крайней мере недостатка в свидетелях из числа сотрудников военкомата у следствия не возникло.
При распутывании клубка потребовалась помощь Росфиннадзора, УБЭП МВД по РТ и даже военной контрразведки. В военкомат нагрянули с проверкой. И вовремя. Документацию, в которой содержались схемы освоения федеральных средств, уже готовили к уничтожению.
Выяснилось, что военком неплохо наживался на призывной кампании, которая, кстати, финансировалась из федерального бюджета.
«Ткаченко велел работникам бухгалтерии военкомата на основании подложных договоров изготовить липовые акты выполненных работ и счета-фактуры, – пояснил 116.ru заместитель руководителя военного следственного отдела СК РФ по Казанскому гарнизону Денис Никитин. – Деньги из федерального бюджета перечислялись на счета фирм-однодневок, которые потом обналичивались и передавались полковнику».
Согласно заключенным договорам, эти фирмы должны были предоставлять на время призывной кампании военкомату в помощь своих работников и транспорт. Но это на бумаге. На деле же никакой транспорт не предоставлялся, а повестки разносили по домам сами работники военкомата. Причем совершенно бесплатно. По приказу Ткаченко.
По версии следствия, за 2007-2008 годы полковник перевел на расчетные счета фирм-однодневок 900 тысяч рублей (первый эпизод дела). Директора компаний снимали эти деньги и привозили полковнику наличку. Впрочем, один раз военком решил все-таки съездить за деньгами. Это случилось, когда во время очередной аферы на счет фирмы капнула сумма в 629 тысяч рублей (второй эпизод). Причем даты окончания финансовых «спецопераций» полковника всегда можно было вычислить безошибочно.
«По словам свидетелей, после очередного получения «транша» Ткаченко устраивал в военкомате пир на весь мир, и нередко гулянки длились по несколько дней», – сообщил Никитин.
Не брезговал офицер и «мертвыми душами». Третий доказанный эпизод – присвоение еще 339 тысяч рублей – столько в итоге составили зарплаты трех сторожей, которые лишь числились работниками военкомата. Получку сторожей полковнику доставляла лично бухгалтер военкомата, уголовное делопроизводство в отношении которой в итоге прекратили. Следствие посчитало, что она совершала эти действия под давлением военкома.
Раз полковник, два полковник... «Аномалия» Кировского военкомата
Свою вину во время расследования уголовного дела Ткаченко не признал. Но ущерб, что примечательно, возместил. Правда, частично, примерно на полмиллиона. При этом полковник уверял, что деньги, перечисленные на призыв, он потратил на благоустройство и ремонт военкомата.
«Выяснилось, что ремонт в здании военкомата действительно проводился. Только это были совсем другие деньги, которые фирме, выполнявшей работы, перечислили из федерального бюджета», – пояснил г-н Никитин.
Казанские правозащитники, к которым обратилась за комментариями корреспондент 116.ru, заявили сайту: о том, чтобы военкома судили именно за присвоение и растрату бюджетных средств, они слышат впервые.
«Обычно военкомы попадаются на взятках и торговле военными билетами, – удивляется руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – А тут целую схему разработал, оказался предприимчивым. К слову, этот пример доказывает, насколько сладким является место военкома, и насколько сложно оставаться честным, сидя на нем».
Любопытный штрих: предшественник Ткаченко на посту, экс-военком Кировского района Казани Мансур Абульханов в 2007 году тоже был отстранен от должности в связи с весьма некрасивой историей. Офицера заподозрили в выдаче фиктивных военных билетов и в итоге приговорили к трем годам лишения свободы. Условно. Ткаченко, видимо, этот пример настолько вдохновил, что бурную деятельность по обналичиванию средств он развел в первый же год пребывания на посту военкома.
Полковник был уволен в запас и исключен из списков личного состава военкомата. Любопытно, что как только на Ткаченко поступил сигнал из прокуратуры, военком Татарстана прокомментировал СМИ свою позицию по этому делу. «В семье не без урода. Но от таких сотрудников мы стараемся быстрее избавляться».
Хотелось бы в это верить. Сегодня, к сожалению, услышать точки зрения представителей военкомата корреспонденту 116.ru так и не удалось. В военкомате Кировского и Московского районов заявили, что комментировать данную ситуацию они не уполномочены. Телефон Татвоенкома и вовсе безмолвствовал.